Обзор произведений мартовского ТОПа (продолжение)

По независящим причинам. Аркадий Шляпинтох

https://poezia.ru/works/181473

 

Очень глубокое по смыслу стихотворение Аркадия Шляпинтоха заставляет задуматься о многом. Жизнь утратила одно из своих материальных проявлений. Но никто этого не заметил. Потому глубже стала тишина, усиленная ещё одним не-слышанием, и темнота, принявшая в себя ещё одно не-видение. Однако, душа продолжает свой путь. И только кажется, что не хватает сил. Ей просто не хватает разбега. А что такое «разбег» для того, кто любил мир и, по всей видимости, отдавал ему все свои силы? Это возможность отдать необходимое себе. Ведь и нужно-то совсем немного. Просто ненадолго остаться полностью с собой наедине и чуть-чуть накопить эту любовь. Разнородность ритмической структуры создаёт эффективное эмоциональное нагнетание, срабатывающее – несмотря на тишину и мягкость, почти шёпот – как авиационный двигатель. Потому так естественен и прекрасен финальный отрыв.

 

 

Вот пепел – белый сон. Александр Закуренко

https://poezia.ru/works/181427

 

Читая это замечательный сплошной сонет поначалу даже не хочется вникать в смысл. Примерно, как слушая песню, мелодия которой наравне с тембром голоса исполнителя завладевают чувствами, не давая никакого шанса интеллектуальному контакту.

В качестве эпиграфа взята строка из стихотворения К.Н. Батюшкова, обращённого к П.А. Вяземскому. Само стихотворение «К другу» похоже на античный ребус. И выбранная строка не исключение. Фалернское вино – одно из лучших вин, от времени приобретавшее «пьяную горечь» – вино искавшего истину Понтия Пилата – и, наконец, вино, которое, если верить источникам, воспламенялось.

К слову, Батюшков пишет своё стихотворение практически на пепелище, в 1812 году. Очевидно, что розы тоже погибли. Он ищет утешения в чём-то большем. Но всё-таки спрашивает. Ответ Александра Закуренко на этот давно заданный вопрос поражает точностью и глубиной. Война ли, время тому причиной – а всё рано или поздно станет пеплом. И много имён поменяет душа, и все они рано или поздно утратят свои жизненные соки. Таков ход вещей. Итог один. Итог для всего. Даже для того, чья власть была абсолютной. И только Любовь, запечатлённая здесь в образе дыхания роз, не перестаёт. Даже если всё станет прахом, она продолжит своё течение. Как первый корабль, не зависящий ни от какого ветра

 

 

Рассыпанные звёзды. Сергей Дуков.

https://poezia.ru/works/181408

 

Стихотворение – созерцание, стихотворение – чувственное размышление. Ушедший последний автобус и отсутствие денег на такси вынуждает героя возвращаться домой пешком. Хотя, мы даже не знаем, идёт ли он в сторону дома или просто гуляет, дожидаясь утра. Загнутые фонари, образ ссыпающихся на бульварное кольцо меловых крошек-капель ночи, своим телом рисующей в пространстве, чем-то напоминающий «Ночь» Микеланджело, своеобразное признание в любви бытию и городу у Парка Горького, кроме долготы бордюров, возможно, подразумевающее частую их замену, приятная усталость и светлеющее небо… Кажется, герою не хочется, чтобы эта ночь заканчивалась, поэтому процессу исчезновения звёзд он внутренне противится. И читатель тоже этого не желает, и хочется побыть ещё в этой безмятежной внутренней тишине.

 

 

Вещи и тайны. Марк Шехтман

https://poezia.ru/works/181248

 

Нежные, полные утончённой чувственности образы в стихотворении Марка Шехтмана и сами похожи на ласковый утренний свет, который является одним из значимых персонажей истории. С тёплой улыбкой и любовью прорисованы детали самых изящных предметов женского гардероба, которые временно и весьма живописно передислоцировались. Танец, на протяжении которого они – один за другим – исчезали, плавно перетёк в сладкий сон возлюбленной главного героя. Идеальный четырёхстопный амфибрахий с парной рифмовкой даёт возможность полностью прочувствовать большее количество деталей без привязки к общей картине. И… кажется, ночь здесь не единственный помощник в освоении любовной науки, и утро тоже готово делиться не менее глубокими и прекрасными тайнами.

 

 

Пять корней и четыре ростка. Иван Чудасов

https://poezia.ru/works/181706

 

Стихи Ивана Чудасова хочется рассматривать со всех сторон. И заглянуть внутрь, безусловно, хочется. Глядя в этот довольно короткий текст, видишь пять разноцветных линий, которые реально куда-то ползут. Невиданное растение или паукообразное вполне себе живо и растёт, поглощая новые точки пространства. Но где у него голова, что управляет расползающимися конечностями? Есть ли закономерность, согласно которой можно что-то предсказывать? Вопрос появления метро в Кронштадте, мягко говоря, непростой. Трёхстопный анапест позволяет подразумевать диалог вопросительного размышления с философской констатацией факта. Вот и смотрит автор на карту, пытаясь отыскать ту самую голову, в надежде прочесть её таинственные мысли.

 

 

Пишущим о простом народе. Сергей Погодаев

https://poezia.ru/works/181862


В стихах Сергея Погодаева много раз и много кем, казалось бы, передуманная мысль, играет мягкими живыми красками. Немного иронии и – направление задано. Вспоминается Филатов с его «утром мажу бутерброд». Какое «понимание»? Это всегда оттенки. А на таком контрасте они практически полностью теряются. Почему так хочется понять простой народ? И – его ли или какой-то отрыв в себе? Народ ведь не так зависит от тех, кто хочет его «понять». Что чаще – желание действительно улучшить чьё-то бытие или попытка контролировать кормильца движет стремящимися к пониманию?

Одно мы знаем: и они

живут, о нас не много зная.

Всё правильно. Народ-то – худо-бедно – просто живёт. И терпит, а не нуждается. Идея Сократа получает в стихотворении дополнительную степень свободы в виде так называемого зеркала. И речь здесь также и о тех, которые «не знают и этого».

 

 

Последние стихи. Виктор Гаврилин

https://poezia.ru/works/181659

 

Эти стихи читать непросто. А рассуждать о них ещё труднее. Виктор Гаврилин был Поэтом. И осознавал своё предназначение. Когда физические силы иссякали, он просил не облегчения телесных страданий, он просил возможности продолжать говорить.

Возможность сказать – это то великое, что Человек-Поэт принёс в мир, чем более всего дорожил даже в самые тяжкие минуты. И оно бессмертно. И Виктор Гаврилин это понимал, даже через боль. 

Последние четыре строки — незаконченное стихотворение. Что-то побудило меня написать ещё несколько строк.

 

От чёрно-белых зим шалею,

и вижу выцветшие сны.

И снег глубок. Всё тяжелее

мой путь до будущей весны.

-----------------------------------------

Но точно знаю, что когда-то,

рискнув снега перешагнуть

и временам оставить даты,

родится в небе стих крылатый.

И он осилит этот путь.

 

 

Счастливая жизнь – шестинога. Александр Шведов.

https://poezia.ru/works/181763

 

Философское, очень жизненное стихотворение, написанное с тонким юмором. Никак не могла отделаться от того, что читала название, как если бы в нём не было тире ) Но в этом и фишка стиха. Рамки размышлений, заданные трёхстопным амфибрахием, не позволяет вклиниваться лишним деталям, поэтому сюжет выглядит элегантно, как, впрочем, и главная героиня. Образ «совсем молодой старушки» подразумевает продолжительность периода, в то время как собачка такой привилегией не располагает. Хозяйка и её питомец плохо совпадают по жизненному ритму, и вместо комфортного времяпровождения в распоряжении внутреннего мира дамы ожидание «смены декораций». В связи с этим она кое-что уже присматривает. Если посмотреть глубже – женщина довольно инфантильна, потому плохо отделяет себя от собачки. И совершенно верно Александр Шведов добавил к дамскому счастью ещё четыре ноги. Собачка дополняет даму наподобие функционального (при этом – удобного и малогабаритного) аксессуара, обеспечивая ей определённый стиль жизни, который дама не в состоянии организовать независимо. Но когда-нибудь, когда условный сентябрь сменится декабрём, старость собаки войдёт в резонанс с действительной старостью женщины, и, возможно, подружка вызовет у хозяйки совсем другие, гораздо более глубокие чувства, став единственной, не отменяя, однако, слияния. Хочется отметить, что Александру Шведову очень хорошо удаются тонкие психологические моменты, которые, несмотря на очевидность, далеко не у всех получается так глубоко прочувствовать.

 

 

На старом погосте. Надежда Буранова.

https://poezia.ru/works/181320

 

Будучи любителем гулять по кладбищам, с которыми нет обстоятельственной связи, я очень хорошо понимаю настроение стиха. В стихотворении Надежды Бурановой, сопровождённом прекрасной тематической иллюстрацией, перед читателем предстаёт всеми забытое тихое место, до которого есть дело только природе. В этом старом погосте почти не осталось скорби, всё это больше походит на старицу реки Жизни. Образ старой часовни также близок. Похожий на лампаду, приглушённый в своей амплитуде свет зимнего солнца, кружево ветвей, глубокая, нутряная тишина этого места, физически оторванного от мира и одновременно являющегося его частью. И возникает желание думать и фантазировать о том, какие истории скрыты за этими надгробиями, настолько старыми, что надписей уже не разобрать. Нет, не приходит в голову думать о том, что те, кто здесь похоронен – забыты. Скорее, они уже свободны.

Вечер в следы голубые

Капнул сиреневой краски.

И хочется обмакнуть в неё кисточку воображения и нарисовать что-нибудь доброе и волшебное, похожее на этот подсвеченный зимним солнцем лиловый вечер.

 

 

Чепушинки. Владислав Кузнецов

https://poezia.ru/works/181810

 

Замечательно это детское стихотворение Владислава Кузнецова. Читая его, ощущаешь летящий тополиный пух и даже мысленно начинаешь его и ловить, и отмахиваться. Кого-то они радуют, кого-то заставляют хмуриться, заползая туда, где их не ждали. Но человек всё же «родом из детства». И в конце концов мягкость и плавность парящего пуха покорит даже самых взрослых и сильно занятых людей. И всем станет весело и легко. Хотя бы ненадолго. Надо отметить, что при написании стихов для детей Владислав Кузнецов пользуется не совсем простыми приёмами, которые можно отнести к классически «детским». Но от этого стихи только выигрывают, не в ущерб основной задаче становясь интересными более широкому кругу читателей.

 

 

Весенняя мозаика. Николай Горячев

https://poezia.ru/works/181582

 

Эта тематическая подборка чем-то похожа на менестрельскую песню в двух частях, совместившую настроение элегии и баллады. Неточные рифмы и единичное, но музыкально-великолепное дактилическое окончание в третьей строке второго стихотворения, знакомые и выразительные образы, характерные для раннего и позднего периодов весны, создают ту самую красочную мозаичность, фигурирующую в названии. В лёгкой небрежности поэтических красок чувствуется свобода, с которой после зимы просыпается жизнь – словно ветер любовно взъерошил ей волосы. Отпущенная на волю птица, мимоза, микрорайоны скворечников, отцветшие одуванчики, гирлянды ласточек, Пасха, распускающиеся цветы на фоне ошеломительной весенней сини и есть цветная кинолента бытия, уникальная и неповторимая в миг любой, начавшаяся ради любви, предвкушением которой всё сущее глубоко и порывисто дышит.

 

 

Мириады. Моргунова Елена

https://poezia.ru/works/181349

 

Стихотворение словно парит над землёй, и по смыслу, и по звучанию. Зримая деликатность образов добавляет им лёгкости и возвышенной красоты. То ли это молитва земли, глядящей в небо, то ли благословение текущей в нём млечной реки. Сдвоенные в смысловой связке строфы – точно расправленные крылья приготовившейся к полёту птицы.

Стихи проиллюстрированы картиной автора, выполненной в эксклюзивной манере художественного письма. Образ лодочника и узнаваемый, и одновременно мало похожий на обычный человеческий. И совсем не хочется гадать, где он первичен. Потому что, по впечатлению, он, скорее, закольцован. Дактилические окончания в нечётных строках создают ощущение некоторой инертности, похожей на сопротивление воздуха или воды. И чувствуешь эту звёздную плотность, сквозь которую проходит невербальный контакт, помогающую пережить его во всей полноте.

 

 

Отстань, любовь моя… Олег Духовный

https://poezia.ru/works/181831

 

Я уже не удивляюсь, а принимаю как данность: Олег Духовный в очередной раз позволяет отправиться в увлекательное эмоциональное путешествие, полное неожиданных, близких к инсайтам открытий и совпадений.

Несколько лет назад, после обильного и внезапного ливневого дождя Винницу затопило. Жителям приходилось передвигаться по городу, прибегая к приспособлениям, подобным тем, которыми пользуются в Венеции во время высокой воды. А потом всё высохло. Только в случае Венеции такое «высыхание» приведёт к гибели всей её романтической ценности и красоты.

Останется только мучительная память о прекрасном прошлом, которую захочется гнать прочь, от боли, которую она причиняет. Обычно это происходит зимой – отлив в Лагуне настолько сильный, что большинство небольших каналов пересыхают полностью, а те, что покрупнее, представляют собой грязные склизкие лужи. Воистину, время нечисти. Энергия жизни перестаёт течь. Появляются какие-то другие, прежде скрытые токи, противоположные первым. Вместо прежней нежности остаётся пустота и недоумение. Зачем вспоминать то, что было, глядя на то, что есть? Не лучше ли просто уйти? Но главный герой – а речь ведь здесь не о Венеции и Виннице, а именно о нём – почему-то не уходит. И вновь и вновь (как это почему-то сделала я, размышляя над стихотворением, начала с последнего катрена и поднялась к первому) – от конца постоянно стремится к началу, где только-только всё перестало быть прежним, где всё ещё близко, где есть иллюзия, что можно что-то вернуть. Так устроен человек. В стихотворении мне нравится всё: и смысловое содержание, и рифмы, и вновь переживаемая благодаря дактилическим окончаниям мягкая фиксация в моменте.

 

 

Безнадёжное мыканье по инстанциям. Владимир Старшов

https://poezia.ru/works/181336

 

Мастерски точно, поэтично и колоритно автор отразил механизмы решения насущных вопросов. Стихотворение напоминает киноленту либо художественное произведение ещё до того, как читатель встречается с образом Копейкина. Стиль повествования мнимо спокойный. Потому что главный герой в какой-то момент действительно перестаёт быть действующим лицом, способным на что-то влиять. Он остаётся в стороне и практически заблокирован внутренней жизнью системы. Временной интервал, на протяжении которого молодой чиновник матереет, предварительно выправив лекарственное пособие просителю, изменения, происходящие в самом подателе прошения изменения – всё это очень зримо отображено в тексте. Сюжетное внешнее диминуэндо напоминает скорлупу яйца, в которой развиваются совсем другие процессы. И они вот-вот разовьются. И в решающий момент герою снится джинн Копейкин, бывший разбойник, который, не найдя возможности честным путём получить причитающееся от государства, своеобразным образом решил себя не обижать смирением и отказом от того, на что имел полное право. Так в какой момент проситель становится врагом государства: во время просьбы потратить на него (заслуженные, а потому уже его собственные, между прочим) средства или после отказа, как в истории с Копейкиным? Голос джинна-Копейкина звучит небесно и призывно… Но призыв здесь иной. Видимо, и Копейкин в бытность свою разбойником что-то пересмотрел. Безнадёжное мыканье вовсе не столь безнадёжно, если в результате него рождаются такие стихи. И очень хочется пожелать главному герою того результата, за которым он пришёл. (Кстати, в данном случае универсальное дактилическое «торможение» весьма удачно определяет реальные очертания бюрократической системы)

 

 

Инертный сонет. О. Бедный-Горький

https://poezia.ru/works/181227

 

Название стихотворения – инертный сонет – заставляет задуматься о причине «инертности». Написано хорошо, мысль изложена обстоятельно, философский аспект самой мысли не предполагает подтекста. Почему же инертный? Я решила обратиться к эпиграфу и поразмышлять.

на голой ветке

ворон сидит одиноко.

Осенний вечер...

(Мацуо Басё)

Проводя параллель со стихотворением, подумалось, что сколько бы что-то ни цвело, итог его – голая осенняя ветвь. Законы природы не попрать, и короток для дел конкретных жизни миг. Но тогда возникает вопрос: что же делать с новой весной, которая обязательно наступит? И я поняла: Иван Михайлович хотел сказать, что новая весна не имеет отношения к предыдущей. Это дереву подарят новое цветение. Но само цветение одиноко и довольно беспомощно. Рождённое деревом, оно самостоятельно и плохо защищено во времени.

Среди мерцавших звёзд,

неуязвимы ли?..

Получается, дерево каждый раз заново становится творцом собственной весны. И пока оно живо полноценными земными соками, всё будет хорошо. Но наметившаяся тенденция заставляет философски печалиться о происходящем в мире. И всё же, ворон, одиноко сидящий на голой ветке, вызывает живые и полнокровные чувства. «Инертность» сонета – о неспособности прекрасного неуязвимо укорениться для дальнейшего развития. Но хочется думать, что нечто в этом осеннем дереве помнит каждую его весну и обязательно расскажет последующим цветениям о том, что все они – пульс одной Весны, которая есть сердце Жизни.

 

 

Под музыку Шостаковича. Вера Тугова

https://poezia.ru/works/181621

 

Это глубоко-эмоциональное стихотворение довольно непростое. Музыкальное произведение, которое в августе 1942 года прозвучало в блокадном Ленинграда и сильно повлияло на моральный настрой жителей осаждённого города, в стихотворении раскрывается ещё и целой палитрой отголосков. Перед внутренним взглядом рождаются сразу несколько картин. Это и образ человека, нашедшего в себе нечеловеческие силы дотянуть до снятия блокады и услышать её, как эту симфонию, которая когда-то подарила иссякающей надежде на победу второе дыхание. И вот, всё закончилось, но заканчивается и жизнь… Какой печальный закон… Душа дождалась и только теперь разрешает напряжению, удерживавшему жизнь в почти обесточенном теле уйти, отпустив также и её… Но эта музыка, эта вера, как хочется пережить её по-настоящему, а не в ожидании… Всё, что осталось от жизни, эти щепки, которые сами ни на что не опираются, на какой-то момент становятся опорой и задерживают уход…

Рядом – образ того, что пережито за эти годы, бесценный, дорогой образ борьбы, которая, наконец, закончилась, город освобождён, но то, что он пережил, как всё это отпустить? Как забыть то горение, которое смогла реализовать душа, оставшаяся без всего? Кольцо блокады прорвано, но работа каждой отдельной человеческой души в этом кольце, длившаяся так долго – разве можно просто отдать это памяти? Не потому ли так бережно сохранены шрамы на каменном теле города?

И, наконец, что-то простое, плывущее по течению, которое направлено против себя, выживание в безумных условиях, не отменившее обычной человеческой сути, снег, санки, ступени… Это живое, равномерное преодоление, сила которого нарастала всё это время, подобно тому, как, стремясь к точке наивысшего подъёма, усиливается эмоциональное напряжение в симфонии. При чтении я уловила нечто похожее на эмоциональное придыхание, как будто чувствам не хватало воздуха, и с каждым новым витком приходилось вдыхать глубже, чем раньше…

 

 

ауто. Виктория Смагина

https://poezia.ru/works/181386

 

Мастерски написанное стихотворение. Живые художественные образы, совершенное отсутствие ощущения притянутости рифм, вечный смысл, который, тем не менее, для каждого человека уникальный, свой.

Туманы вместо тени; пески, сменяющие плодородье почв; гололёдные волны; пришедшие болеть в горле слова; крест, который не просто даётся с заданными размерами, а ещё и требует потенциальной реализации; снег, позволяющий хоть какое-то время не так остро чувствовать сердечную рану;  надежда, что впредь снег покраснеет только от спелой рябины – это всё созвучно и собственной боли, и отклику на чужую боль, которая в определённой мере тоже по факту становится собственной. И внутренний вывод-компас, дающий ориентир и уверенность в правильности выбранного своего пути. Выдохнуть прошлое, потому что так надо. И вдохнуть новый рассвет, восход – он на всех один – это значит, что, если он есть хоть для кого-то, значит, есть для всех. И есть смысл попытаться его увидеть.

Графика стиха, разделение каждой нечётной строки на две самостоятельных создаёт ощущение чередования усилий и передышки. Читается легко и оставляет ощущение эмоциональной поддержки, а не препятствия.

 

 

Кое-что о речке мойке. Тенников Михаил

https://poezia.ru/works/181645

 

Стихи Михаила Тенникова – это каждый раз завораживающий интеллектуально-поэтический танец. Всегда произвольный, лишённый каких бы то ни было смысловых шаблонов. Смотреть на него хочется долго. Как на воду, подёрнутую лёгкой рябью. Пятистопный ямб, не столь беспечный, как четырёхстопный, но и не столь тяжёлый, как шестистопный метр, позволяет читателю не терять золотой середины восприятия развернувшейся картины. Меры философского сплина и решимости выверенно-сбалансированы. Последнее жилище Пушкина, квартира на Мойке 12 не собирается отрекаться от своих тайн и процессов, вот уже два века питающие невидимое глазу творческое чрево-горнило. Магия стиха очаровывает и защищает от сомнений в происходящем. Яркие, довольно чувственные образы раскрываются в документально-художественном ключе. И тут можно как следовать за автором, так и переживать что-то своё, слиться с условным городом или стать тем самым прохожим и уединиться во внутренней святая святых.

 

 

Два стихотворения. Евгений Антипов

https://poezia.ru/works/181723

 

Евгений Антипов – автор, чья мысль не загоняется в привычные рамки. В стихах же его рассуждения абсолютно близки и понятны. Высокая смысловая концентрация удерживает внимание практически в каждом локусе текста. Представленные стихотворения живут самостоятельной жизнью, однако, объединены разветвлённым вопросом, который обобщённо можно обозначить «в чём причина?» и – «за что?» Адекватного ответа на этот вопрос в истории человечества ещё не было. В обоих стихотворениях это мягко, но очень наглядно отражено. Трёхстопный ямб графически удерживает четырёхстопный хорей с усечённой до двустопного четвёртой строкой в каждой строфе, как топорище – голову зубчатого топора. Второй стих кажется мягче, но сечёт, полагая всему конец, именно он, в то время как первый, более резкий, предполагает альтернативные колебания, в которых хочется угадывать и искать потерянную надежду.

 

 

Улугбек. Владимир Мялин

https://poezia.ru/works/181531

Когда бы и что я ни читала об Улугбеке, процесс неизменно сопровождался прикровенным трепетом. Подлинное величие этой Души восхищало и притягивало. Поэтому мне особенно приятно размышлять над одноимённым стихотворением Владимира Мялина. Сдвоенные строфы – идеально по смыслу – делят его на две части. Первая закольцована на внутреннем мире Улугбека, во второй прочерчены связи с миром внешним. Присущая Владимиру Мялину чудесная деликатность в работе с образами, его к ним внимание здесь объективно совпадают с характером Улугбека. Автор, говоря о целом, отдаёт его читателю в виде мастерски связанной совокупности деталей, каждая из которых, как маленькое зеркало, отражает эту удивительную Личность. С нежностью и заботой перечислены и основные вехи пути выдающегося деятеля, и всё то, что явилось главным смыслом его жизни. И видит и чувствует читатель этот свет волшебный, дальний свет ночной, и тянется к нему в радостном и одновременно почтительном удивлении…

 

 

Морская школа. Подражание Л. Кэрроллу. Фрагмент. Александр Владимирович Флоря

https://poezia.ru/works/181287

 

Должна сказать, что ждала с нетерпением, что скажет Якобы-Черепаха. Суп из телятины по цене черепашьего на всякий случай щекотал мои читательские ноздри. Но ожидания не оправдались: суп оказался настоящим. Собственно, в самой первой фразе он и предстал в виде концентрата. И всё остальное, о чем далее идёт речь, тоже было когда-то настоящим. Соответствовало самому себе, попросту - было живо. Хочу отметить один важный момент: Александр Владимирович Флоря по пересказам "Алисы в стране чудес" написал диссертацию. Потому сомневаться в том, что сказал он именно то, что хотел сказать, мне в голову не пришло: потом всё изменилось. Более того - осуществлять такие перемены в восприятии чего бы то ни было, равно как и "словосливу" (слиянию слов, а вы что подумали?) - специально учат. Сама "Алиса" очень по-разному играет от интерпретации к интерпретации.

Мне очень не хочется оставлять за собой последнее слово, размышляя над этим замечательным, очень внятным текстом. Потому как то, что сразу ловила, определило направление мысли на ближайшее время. Я бы хотела, чтобы Александр Владимирович сказал что-нибудь и от себя, чтобы было озвучено всё. Потому, дорогой Александр Владимирович, с удовольствием продолжу с Вами диалог, хотя обзор этого и не предполагает, но должно же быть изключение (это когда из огромной связки ключей, наконец, удаётся достать тот самый нужный ключик)

 

прокудливая берёза. Ирина Бодич

https://poezia.ru/works/181368

 

Рецензия на это стихотворение опубликована в разделе «Литературоведение»

https://poezia.ru/works/181944

 




Екатерина Камаева, 2024

Сертификат Поэзия.ру: серия 3975 № 182314 от 25.04.2024

16 | 26 | 321 | 07.05.2024. 01:24:30

Произведение оценили (+): ["Виктория Смагина", "Владислав Кузнецов", "Сергей Погодаев", "Иван Чудасов", "Александр Шведов", "Сергей Шестаков", "Надежда Буранова", "Аркадий Шляпинтох", "Виктор Гаврилин", "Алёна Алексеева", "Светлана Ефимова", "Марк Шехтман", "Владимир Старшов", "Олег Духовный", "Михаил Эндин", "Ирина Бараль"]

Произведение оценили (-): []


Екатерина, было очень интересно читать ваши размышления над моим текстом. Честно говоря, о наводнении в Виннице ничего не знал, я отталкивался от другого, но тем интереснее, что ход ваших рассуждений в итоге вполне совпал с тем умонастроением, которое владело мной в процессе написания. Спасибо!

Олег, спасибо Вам за отклик! Первое впечатление было о созвучии названий. Но потом мысль неожиданно выбрала другие декорации. Я ведь тоже не знала о наводнении. Но внутри себя вдруг увидела город в воде, и это побудило посмотреть, не топило ли его в недавние времена.

Дорогая Екатерина, благодарна Вам безмерно за Ваше чуткое сердце. Сохраню Ваши строки в архиве Виктора.
Нина Гаврилина.

Екатерина, очень интересный обзор. Страшно )) подумать, сколько требуется на такую работу времени и сил! Спасибо за Ваш титанический труд. За Вашу неизменную доброжелательность.

А Вам спасибо за стихи, Аркадий! С большим удовольствием погружаюсь в их всегда глубокий философский аспект.

Спасибо, Екатерина, за Ваш внимательный взгляд, за умение погрузиться в поэтический мир авторов, за Вашу всегдашнюю доброжелательность.  Обзор получился живой и интересный.

Спасибо Вам за Ваше стихотворение, Надежда🌹 Очень откликнулось во всех отношениях.

Екатерина, огромное спасибо за чуткое прочтение!

Вам спасибо за стихотворение, Иван 

Спасибо Вам, Екатерина, за Ваш каторжный труд! В любом случае - хорошая тренировка мозгу. Интересных текстов - минимум, мой текст тоже был так себе, но Вы всех приободрили!

Спасибо Вам, Сергей. Мне очень всё нравится. Каждый стих в процессе работы с ним разворачивается, раскрывается, как бутон. И картина эта прекрасна.

Кроме слов благодарности, добавить к сказанному нечего.
Обзоры ведь очень важны читателю, случайно заглянувшему на Поэзия.ру.
Начинающему автору, пробующему перо.
А вот читают ли они эти обзоры...
Оттого ещё более жалеешь - и сил, и времени наших замечательных редакторов. Очень затратная миссия.
Спасибо.

Владислав, спасибо за добрые слова! На П.ру обзоры рекомендованных стихотворений. И если на редакторский взгляд есть недочёты, стихотворение не должно попадать в "рекомендованные". Поэтому, всё, что попало - одобрено. Можно было бы ввести условную опцию "критика по запросу". Поскольку не всегда автор, публикуя что-то на Поэзия.ру, хочет замечаний. Сайт в своих правилах не предусматривает навязывание. По факту нередко замечания отклоняются. Корректно что-то посоветовать можно. Писать же критическую рецензию хорошо по согласованию с автором (а ещё лучше - по его запросу). Это было бы эффективно. 

Уважаемые коллеги!
И у Екатерины Камаевой, и у Регины Соболевой рецензии сделаны в жанре "рецензия-эссе". Не берусь утверждать, что жанр канонический (но отчего бы и не сделать оный способ литературного отклика "каноническим" здесь и сейчас?). Признанный мастер жанра - Александр Балтин. Кстати, ибо это крайне замечательный автор еще и пишет стихи (помимо примерно 30 А4 ежедневно), то почему он не фигурирует в ПРУ?
Жанр не для начинающих, но крайне занятный!
Ваш И.Б.

Уже выпущен "Учебник современного русского языка". Пока это база для ВУЗов, но кто знает, где завтра будут каноны (и какими они будут). И Вы правы, каноны в наше стремительное время - "здесь и сейчас". Иначе бы не позволил Христос рвать колосья в субботу. 

Это вопрос достаточно простой, Екатерина
Не надо трогать Христа, говорившего примерно так:
"Я не мир принес, но меч". Будем проще! (но не слишком).
Вопрос в споре между "я хочу так" и "а я так не хочу". Думаю, вы с Региной еще обрящете.
Суть не в "новом русском языке", а в амбициях одних догматиков и других таких же, но полагающих себя "прогрессистами-догматиками". К кому примкнет сайт, прогнозировать не берусь. Удачи!
  

Игорь, про колосья - такая же правда, как про меч. И надо ещё разобраться, куда тот меч был направлен. А мы с Региной свою судьбу мужественно примем. И обрящем. Потому что каждый в конце концов обретёт то, что действительно ищет, а не то, что ему формально видится в поиске. Спасибо Вам за Ваше внимание и развёрнутый комментарий.

Я про то, о чем не устаю говорить. Я лично - ярый враг любой тусовки, со знаком "плюс" или со знаком "минус". "Колосья" у Христа вовсе не про тусовку, а про что? да про гибель в одиночку! Но объяснить это нынешним нуворишам совершенно невозможно.
Я не мечу в редакторы, да ни в жисть! Мне ваще тут не комФОРТНО. Но и спорить не люблю. Разговор не этого дня.

Игорь, я Вас очень уважаю и ценю. Это во-первых. Во-вторых - разговор начат не мною. Поэтому, смещая его к логическому завершению, скажу, что и я не сторонник чего-то одного. Вариант Нараямы проигрышный, так же как и вариант уничтожения второго младенца с целью, чтобы первому досталось больше молока. Пространство расширяется, и это хорошо. К слову, если обретёт силу упомянутая "критика по запросу", Ваше - даже ситуативное - участие будет бесценно.

- надо же, вы будете смеяться Катрин, но мне непривычно, что мой стишок анализируется кем-то на предмет поиска смысла... причём не столько стишок, сколько его заглавие и эпиграф... ну, за эпиграф я не в ответе, а что касается заголовка, могу пояснить только следующее:  инертный — находящийся в состоянии покоя, бездеятельности, пассивности, вялости... вероятно то же самое можно сказать и о содержании самого произведения... но, тем не менее, а возможно именно поэтому, благодарность моя, за внимание к моему творению не знает границ... :о)

Не вышло такой эпиграф как подверстку к названию рассмотреть. Но и стих здесь отнюдь не в оном качестве, хотя Вы на то в первых строках Вашего сообщения намекаете. 
Тем не менее, несмотря ни на что преходящее и под эгидой Вашей завуалированной поддержки я продолжу искать сокровенные смыслы и диалектические взаимосвязи.

- счастья вам в труде, Катрин,  и успехов в жизни... :о)

взаимно, Иван Михайлович, взаимно...)

Екатерина, большое авторское спасибо за "ауто".  Всё так.

И Вам спасибо за такое многоплановое и глубокое во всех своих смыслах стихотворение, Виктория