Деревянное кружево Вологды

Дата: 04-04-2024 | 23:42:58

Dsc02230

Как поется в той песне? «Город, где резной палисад»? Наверное, каждый теперь знает байку, что до 2004 года резного палисада в Вологде не было. Его поставили перед деревянным домом на улице Мальцева по инициативе журналистов и Правительства области в честь тридцатилетия знаменитой песни (точнее, конечно, тридцатилетия ее исполнения «Песнярами», – написана она была еще на двадцать лет раньше). Можно ли считать тот год началом вологодского «деревянного Возрождения»? Не знаю. Но за северным резным достоянием стали следить пристальнее. Хотя бы наконец составили список домов, охраняемых государством. В 2010 году провели городской конкурс на самый красивый резной палисад. Победителем был признан палисад частного дома по адресу улица Баранковская, 25. Новодел, конечно. А что же те самые палисады, о которых пелось в песне? Большинство палисадов были уничтожены в 1960-е годы при расширении улиц. Таким образом, песня стала популярна и звучала из каждого утюга в те годы, когда собственно резных палисадов в Вологде уже и не было. Хорошо, что сохранились сами дома. Давайте поговорим о них и старой-доброй северной деревянной архитектуре.


Почему северной? У северян всегда было время уделить внимание красоте своего небольшого мира. Длинной зимой, когда заняться нечем, скотина накормлена, печь натоплена, можно было подумать и о душе – вырезать из дерева, плести кружево и так далее. Так дома северян покрывались чудесной резьбой. А слава о северных кружевницах впереди себя летела до самых столиц и дальше – за границу.


Нонеча, конечно, не то, что давеча. И если кружевоплетение в Вологде никогда не забывалось, надо признать, что вопрос сохранности памятников деревянного зодчества и до сих пор стоит остро: многие из них, несмотря на охранный статус, снесены, искажены переделками или находятся в аварийном состоянии и требуют срочного ремонта. Мастеров-резчиков – не так уж много осталось. Хороший архитектор-реставратор – тоже на вес золота. А еще деревянные дома горят. И, ох, как горят! Впервые на это обратила внимание группа энтузиастов «Старая Вологда» (многие хорошие инициативы начинаются с неравнодушных людей) в начале 2010-х. Каких-то десять лет постоянных скандалов, открытых писем и обращений, и вот уже и Правительство Вологодской области и муниципалитет наконец обратили внимание на проблему. Программа широкой вологодской реставрации начала действовать. И это спасло уже более тридцати старинных домов. К 2030 году планируется отреставрировать больше половины охраняемых государством памятников деревянного зодчества.


Во многих охраняемых государством деревянных домах располагаются какие-то культурные центры, музеи, кафе и цветочные магазины. В них проводятся экскурсии. Но есть и жилые дома, построенные в конце позапрошлого века в качестве доходных (и уже тогда они были разделены на квартиры). Обычно вход в такие многоквартирные дома один, с крыльца можно попасть на первый этаж через одну дверь, на второй – через другую, находящуюся рядом. Еще одна особенность вологодских деревянных «кондоминиумов». Один из таких вполне себе жилых домов можно посетить с экскурсией, как бы странно это ни звучало, – квартиру на втором этаже выкупила девушка-культуролог, которая сейчас работает экскурсоводом, иногда и не выходя из дома. Далее расскажу вам и про него и еще про девять интересных недавно отреставрированных (или в скором времени ожидающим реставрации) старинных вологодских деревянных домиков.


Дом Красильникова


Один из красивейших домов в Вологде – дом Красильникова на улице Благовещенская, 22. Дом включен в перечень памятников градостроительства и архитектуры федерального значения. Практически у всех исторических зданий в Вологде есть «непонятки» с годом постройки. «Дом с виноградом» – не исключение. Дом мещанина Красильникова предположительно построили в XIX веке. Но архивные документы позволяют предположить, что на этом месте в 1880-е годы мещанином В.П. Поповым-Красильниковым был построен двухэтажный деревянный дом. Судя по имеющимся фотографиям – намного меньше того, что сохранился до нашего времени. Когда-то в этом здании были кабинеты врачей, училище, военный лазарет, в советское время – коммунальные квартиры. В настоящее время, как и прежде, дом используется под жилье. Здесь четыре квартиры, жильцы каждой – очень интересные люди. Если прийти на экскурсию в одну из квартир, которая сейчас принадлежит Екатерине Хоботовой, можно сполна насладиться историями про местное краеведческое привидение, дореволюционный вологодский малый бизнес и небольшими рассказами про маленькие вещи, когда-то составлявшими быт бывших жителей дома. И еще факт: это первый дом, фасады которого привели в порядок волонтеры «Том Сойер Феста» в 2018 году. (Именно тогда дом и получил народное название «Дом с виноградом» по деревянным украшениям на входной двери). Вологжане – люди с виду медленные и печальные, но стоит их только чем-нибудь заинтересовать, оказывается, что силы и энергии в них – немерено. В прошлом году «Дом с виноградом» отреставрировали, и теперь появилось еще больше поводов засмотреться на его фасады снаружи, побывать с экскурсией внутри. Кстати, Катя Хоботова, так рассказывает о доме: «Дом с виноградом» – это что-то с добавлением магии. Я до сих пор не осознаю, как все это могло произойти. Стоял январь 2018 года, и я опять листала «авито». Увидела, что продается квартира вот в этом самом доме. Решила из любопытства большого сходить и посмотреть, как выглядит типовой вологодский дом изнутри. Что там за дверьми с виноградом? Ну и после первого визита поняла, что это любовь, но даже не представляла, что буду в нем и жить. Но вот уже почти три года, как я хожу по столетнему полу. Дом состоит из колоссального количества добрых людей и воспоминаний. Только про время его покраски, наш первый сезон «Том Сойер Феста» можно смело написать отдельную книжку, в которой будет много смеха, вина, гитар, любви и дерева».


Заречный квартал 1840


С какого-то момента в Вологде стало модно своеобразно «меценатствовать» – выкупать у города охраняемые деревянные дома, реставрировать (при том, что такая реставрация должна быть выполнена в соответствии с целым рядом требований и влетает в копеечку), открывать в них цветочные магазины, кафе, гостиницы. Иногда новые хозяева позволяют проводить в домах экскурсии. Как, например, в данном случае. Один такой предприниматель и меценат отреставрировал деревянный дом-памятник в Вологде на Чернышевского, 56. Здесь он открыл выставку старинных стеклянных бутылок, а в оконных проемах соседнего дома на Чернышевского, 54 – выставку картин вологодского художника Генриха Асафова. И два эти дома стали своеобразным музейным комплексом, которому придумали название «Заречный квартал 1840» (по месту и времени постройки собственно самих домиков). Заречье в Вологде было когда-то купеческой и мастеровой стороной, здесь находились многочисленные лавки и ремесленные мастерские. Дом на Чернышевского, 56, принадлежал купцу Немирову, реставрировали его три года – сруб перебирали по бревнышку. Сохранили больше половины исторической древесины. Параллельно решали, подо что приспособить дом. В итоге на первом этаже оборудовали трактир, на втором – гостиные и зону для делового общения, на чердаке – музей старинных бутылок. Вологодским реставраторам удалось сохранить оконные рамы, полы и наружные двери. И даже три старинные балясины для лестницы. (Остальные были сделаны по образцу этих старинных). Со стороны улицы Некрасова дом украшает утраченный, но воссозданный ажурный балкон. Дом покрасили в цвет охры. Раньше в Вологде деревянные дома красили в неяркие серо-коричневые цвета – охры, сепии и терракоты. (Выкрашенный в ярко-изумрудный цвет, дом Извощиковых – один из немногих удивительных вологодских деревянных уникумов). Дом в Заречье окружен забором с воротами в вологодском стиле, то есть, ворота состоят из центральной части с двумя створками, предназначенными для проезда, и калиток для прохода, которые в свою очередь располагаются слева и справа. Тем временем во дворе дома планируют пространство «травяного сада». А во флигеле откроют ремесленную школу. Она здесь и была исторически. (В 1880-х Вологодское благотворительное общество открыло для детей приют и ремесленные мастерские). Вокруг музейного комплекса собирается достаточно большое количество волонтеров и экскурсоводов. Так что по этим почти старинным экстерьерам и интерьерам вполне можно погулять.


Дом дяди Гиляя


Отдельная история – литературная резиденция «Дом дяди Гиляя». До самого последнего времени он держался на честном слове и энтузиазме волонтеров-писателей, под ответственность которых город и передал этот старинный, но порядком подуставший дом. А ведь когда-то он был очень красивым. Этот маленький желтенький домик в стиле модерн 1913 года постройки обильно украшен резьбой и больше всего выделяется симпатичным чердачным окошком под крышей. Литературная резиденция открылась в Вологде в здании бывшей библиотеки на улице Чернышевского, 15, в 2015 году. Это было решение тогдашнего главы города. Библиотека, которая находилась в этом здании, к моменту принятия решения о передаче была уже закрыта. Авторы идеи литрезиденции – представители Вологодского отделения Союза российских писателей. Правда, они не ожидали, что им предложат именно этот домик, первоначально они просили под свой проект «Дом Засецких» (о котором расскажу чуть ниже), расположенный в начале улицы Ленинградской. Открытием «Дома дяди Гиляя» вологжане постарались почтить его память. Ведь совсем недалеко на улице Чернышевского, 26, находился дом, где провел юные годы знаменитый писатель и журналист Владимир Алексеевич Гиляровский. Но дом его детства не сохранился. Само название «Дом дяди Гиляя», кстати, заимствовано из очерка «Дядя Гиляй» Константина Паустовского. Теперь в доме на Чернышевского, 15 появился мультимедийный литературно-краеведческий музей, зал для проведения встреч и конференций, а на втором этаже разместились комнаты Союза российских писателей. Также в здании решено было оставить часть фонда библиотеки. Книг в домике действительно много, много картин, фотографий, старинных предметов, связанных с аптечным и фотографическим делом (в начале прошлого века здесь располагалась фотоаптечная лавка). Совсем недавно литературная резиденция получила официальный статус муниципального культурного учреждения. Теперь здесь проходят не только встречи, выставки, кинопоказы, презентации и концерты, но и экскурсии, мастер-классы, театральные представления. Возглавляет литрезиденцию идейный и творческий вдохновитель проекта Елена Волкова, председатель Вологодского отделения Союза российских писателей. Теперь литераторы получают на ремонты и обновления гранты от Правительства области, гигантские счета по отоплению и электричеству тоже оплачивают из областных средств (раньше эти деньги, порою несколько десятков тысяч рублей, собирали всем миром). Это – один из тех домиков, которые вполне можно посетить, что я сделать очень рекомендую. Внутри уютно, а работники литрезиденции – приятные радушные люди. Сейчас домик живет в ожидании ремонта фасада. И мне уже любопытно, как он будет выглядеть в обновленном виде.


Дом купца Пантелеева


Дом купца второй гильдии Дмитрия Николаевича Пантелеева (в Вологде он известен больше всего тем, владел магазином галантерейных товаров на Каменном мосту и имел 17 детей) – построен в середине XIX века. После установления советской власти дом экспроприировали и сделали коммунальным, бывших хозяев выслали на Кольский полуостров. В краеведческой литературе здание именуется «домом Засодимского». (Согласно легенде, в 1868 году здесь снимал комнату писатель-народник Павел Засодимский, документально эти сведения не подтверждены). Под таким названием оно попало в число памятников истории и культуры, в 1974 г. взято под охрану и в настоящее время входит в число объектов культурного наследия федерального значения. Дом двухэтажный, с мезонином, рубленый, обшит тесом. Фасад, выходящий на Ленинградскую улицу, имеет сложный декор в стиле позднего классицизма. Лаконизм оформления первого этажа подчеркивает пышность и многообразие форм второго этажа: профилированные пилястры, объединяющие второй этаж с мезонином, декоративные розетки в полукружьях окон, круглое окно на фронтоне. В отделке мезонина сохранились фрагменты деревянного кружева. Дом был тщательно отреставрирован в 1980-1990-х годах. Каретник в ходе реставрации был возведен практически целиком из нового материала.
С 1991 года дом находится в ведении БУК ВО «Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник». Экспозиция содержит два раздела: на первом этаже – «Мир забытых вещей», открывающий посетителям культуру и быт горожан в дореволюционную эпоху. Здесь воссозданы типологические интерьеры XIX-XX веков: гостиной, столовой, детской и кабинета. На втором этаже размещена выставка «История Вологодского портрета XVIII-XIX веков» из дворянских усадеб Вологодской губернии. В зале третьего этажа устраиваются выставки реликвий из семейных коллекций и архивов.


Дом купца Самарина


Доходный дом купца Самарина – уютный уголок в центре Вологды. Единственная городская усадьба начала XX века, сохранившаяся до наших дней.
В доходном доме находится мемориальная квартира, где в 1912-1914 годах в ссылке жили Мария Ульянова с матерью. С 1990-х годов здесь работают выставки, отражающие разные стороны предреволюционной жизни города. Самая интересная на мой взгляд – чайная экспозиция (когда-то Самарин, помимо всего прочего, торговал в Вологде чаем). Там можно узнать, за что вологжан называли водохлебами, и как выглядит чашка с интригующим названием «довольно и одной». Есть там еще выставки «Квартира доходного дома», «Старая школа», «Фото на память» (ретро фотосалон). По словам музейных работников, Самарины – хороший типаж того времени. Это люди, которые трудились, наживали свое состояние и стремились его оставить своим детям, создать для них плацдарм. Подобных людей на тот момент в Вологде было много. Таким образом дом и становился памятником целому поколению целеустремленных трудолюбивых людей, жившему на рубеже XIX и ХХ веков. Сотрудники музея собирают истории вологодских семей, делая акцент на купеческие. К сожалению, не всегда это удается сделать, поскольку осталось мало сведений. Люди страдали из-за того, что у них были какие-либо отношения с купечеством. Соответственно, они уничтожали фотографии, дневники, документы. По словам сотрудников музея, дом Самарина – более развитый в архитектурном отношении тип вологодского дома. (И правда – сохранился он удивительно хорошо). Сейчас стоит задача показать эту архитектуру изнутри: выход на черную лестницу, по которой приносили дрова, воду, парадный вход – для гостей. Не секрет, что во многих домах (особенно в Москве, в Петербурге) после прихода к власти большевиков и заселения квартир, когда эти дома национализировали, парадные входы для господ были забиты. Дом Самарина, наверное, в этом отношении выглядит выигрышно, потому что этот парадный вход давал возможность жильцам коммунальных квартир все-таки немного изолироваться друг от друга, потому что у них были дополнительные входы, которые использовались (а потому и не заколачивались досками). Сейчас в квартире четыре комнаты: гостиная с длинным, заставленным едой (чаще всего это муляжи, конечно) столом, стоящим посередине комнаты и накрытым белой скатертью, креслом-качалкой, буфетом и патефоном; спальня с двумя кроватями и шкафом; кухня с умывальником и печкой, и четвертая комната, где расположился столик с шахматами, одним словом – уголок купеческого быта. Школьников и студентов часто водят на экскурсии в этот дом. Когда-то в нем проходили встречи лито «Ступени».


Дом Засецких


Один из памятников дворянской архитектуры – Дом Засецких, стоящий на углу проспекта Победы и улицы Ленинградской (до 1914 года – Петербургская улица, до 1924 года – Петроградская) с конца XVIII века. Назван он по имени последних дореволюционных владельцев и считается старейшим деревянным особняком. Сейчас дом реставрируют, возвращая первоначальный цвет и некоторые первоначальные архитектурые нюансы (здание было значительно перестроено в конце позапрошлого века). Планируется, что после ремонта в доме откроется музей и будут проводится церемонии бракосочетания (не спрашивайте – не знаю, как это организуют одновременно). Первоначально стоящий на углу квартала особняк был выполнен в строгих формах классицизма. Бревенчатое здание было обшито гладким тесом. Главный фасад здания, обращенный к бывшей улице Петербургской, украшал четырехколонный тосканский портик, несший классический антаблемент, завершавшийся треугольным фронтоном с модульонами. Центральные части обоих уличных фасадов были выделены легкими аркатурными поясами, располагавшимися над тремя средними окнами. Боковые окна украшали приподнятые профилированные сандрики на миниатюрных кронштейнах. (Все эти умные слова я взяла из интервью с главным реставратором дома Владимиром Новоселовым – если что, они точно есть в Словаре архитектурных терминов). Внутренняя планировка тоже соответствовала принципам классицизма. Зал, гостиная и кабинет образовывали парадную анфиладу комнат. Из залы можно было попасть во внутренний коридор, связанный с анфиладой комнат со стороны двора. Двухмаршевая лестница, находившаяся в коридоре, вела на антресольный этаж. В 1896 году после ремонта дом приобрел облик, сохранившийся до наших дней. Два уличных фасада особняка обильно декорированы накладной пропильной и объемной резьбой. Окна обрамлены пышными фигурными наличниками. Стены, поделенные резными пилястрами, венчает карниз большого выноса с выкружкой, украшенный зубчатыми фризом и резными подзорами. Над домом надстроен мезонин в три окна, обращенный к Петербургской улице, завершенный фронтоном с арочным окном в тимпане. Над четырехколонным портиком главного фасада вместо прежнего фронтона устроен просторный балкон мезонина с балюстрадой. Если внешний облик дома претерпел значительные изменения, то в интерьере сохранились многие первоначальные детали убранства: планировка, лестница с точеными балясинами, лепной декор потолков, оштукатуренные по дранке стены, дополнительно утепленные войлоком, двустворчатые двери с крупными филенками разных геометрических форм. В особняке сохранились белые кафельные печи эпохи классицизма с рельефными элементами. Одна из них украшена двумя колоннами, соединенными профилированной аркой. Композиция другой печи более необычна: на широком вогнутом печном зеркале изображен ионический четырехколонный портик, несущий антаблемент. В 1908 году в ходе ремонта дома сооружена асимметричная заднее-боковая пристройка. Возможно, именно тогда в здание был проведен водопровод (появились ватерклозет и ванна) и устроено электрическое освещение. Тогда же на участке был построен сохранившийся деревянный ледник «при трех каменных столбах». В начале ХХ века был утрачен существовавший при доме флигель. В начале XXI века взамен утраченного крыльца с резными столбами со стороны проспекта Победы было сооружено временное крыльцо с утилитарным оформлением. В 2010-х годах здание пустовало, постепенно ветшало, местами почти полностью лишилось окраски по фасаду. Это было печальное зрелище, и хорошо, что совсем скоро дом приведут в порядок и откроют для посещения. Кстати, во время археологических раскопок перед реставрацией (дом располагается в самом центре исторического центра Вологды – двести лет назад напротив дома еще тянулись рвы, окружавшие земляную насыпь с остатками кремлевских стен) на территории усадьбы обнаружили древнее захоронение. Сейчас фасад дома уже обновили, начали строительство флигеля. Реставраторы собирают сруб из завезенной ранее древесины. При этом сами бревна перед укладкой затесывают по старинным технологиям (колунами-репликами по мотивам топориков XVII века).


Дом Волкова


Оказывается, что одни и те же изразцовые детали на печах внутри дома Волкова повторяются в облицовке печей в доме Мятлевых постройки конца ХVIII на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге. К этому выводу пришла историк архитектуры Мария Фехнер. В своей книге исследователь подробно описала внешний вид вологодских печей: «Особенно эффектны обе симметричные угловые печи большой гостиной с рельефным стилизованным растительным орнаментом, украшающим фриз и пилястры. Печи отличаются друг от друга только центральной вставкой. В одном случае – это фигура танцовщицы в легком одеянии, складки которого обрисовывают безупречные формы гибкого тела. Пояс из роз обвивает талию молодой женщины; из поднятых над головой рук ее спадает гирлянда цветов. Более строгая, но не менее изящная фигура женщины, играющей на лире, украшает вторую печь». Есть еще и барельефы на третьей печи. На них изображен воин с оружием. Изящные печи удалось сохранить до наших дней. Правда, сегодня вживую на них могут полюбоваться только ученики и преподаватели музыкальной школы №4, организованной здесь в 1973 году. В «Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)» дом на улице Ленинградская, 28 датирован XIX веком. Участок земли, на котором в настоящее время стоит этот дом, в 1835 году был куплен коллежским асессором Николаем Васильевичем Баграковым у капитана 2-го ранга Федора Даниловича Ахматова. Тогда здесь стоял только флигель. Судя по резкому удорожанию стоимости этого домовладения, зафиксированному в окладной книге 1844 года, к этому времени Баграковым был построен новый, существующий и ныне дом. Главный дом городской усадьбы XIX века по имени последнего дореволюционного владельца в краеведческой литературе принято называть домом Волкова. Сам Николай Волков был масштабной личностью: ведь именно при нем в Вологде проведен водопровод и канализация, появилось электрическое освещение и телефонная связь, построен новый Архангельский мост, связавший центр с Заречьем, и железнодорожный вокзал. В 1890 году усадьба перешла к нему в собственность. Купец первой гильдии Н.А. Волков владел маслозаводом и «пряничным» заведением, каменным корпусом лавок и шестью домами в городе, лесными дачами в Вологодском, Кадниковском и Устюженском уездах. Его загородное имение Осаново называли «вологодским версалем». Волков несколько раз избирался на должность городского головы Вологды, занимая эту должность на протяжении 17 лет. Он неоднократно представлял жителей города на всероссийских торжествах, например, в дни коронации Николая II он подносил императору хлеб-соль, был председателем и членом многих благотворительных комитетов и обществ, покровительствовал культуре и искусству. В 1901 году был удостоен звания почетного гражданина города Вологды. В дореволюционное время усадьба Волковых была одним из центров культуры города. После революции Волковы стали ютиться в одной небольшой комнате прежде принадлежавшего им дома из 12 комнат, и как «бывшие» постоянно находились под угрозой выселения не только из дома, но и из города. Последние сведения о пребывании их в Вологде относятся к октябрю 1920 года. Исследователь Н.М. Дьяконицына полагает, что они уехали в Петроград. В доме Волковых сначала был огранизован художественный музей, затем художественные мастерские, затем инфекционная больница. В 1950-1960-е годы дом снова стал жилым. И в 1973 году его отдали под музыкальную школу. Дом Волкова – одноэтажный деревянный дом с антресольным этажом выполнен в традициях позднего классицизма. В плане он – П-образный. Центральная часть главного фасада, обращенного к улице Ленинградской (бывшей Петербургской), выделена шестиколонным тосканским портиком, несущим массивный треугольный фронтон и опирающимся на сильно выдвинутую вперед цокольную часть. Парадный вид главного фасада подчеркнут резными «бровками» над окнами, имеющими два чередующихся варианта декора. Со стороны двора расположено характерное для провинциальных особняков крыльцо с козырьком на металлических фигурных опорах-кронштейнах, к которому подъезжали через ворота, находящиеся слева от дома. Вдоль главного фасада располагаются парадные комнаты с высокими потолками, объединенные анфиладой. Комнаты, выходящие окнами на дворовый фасад, имеют пониженную высоту перекрытий, за счет этого над ними устроен второй (антресольный) этаж. В последней трети XIX века с северо-востока (справа по отношению к главному фасаду) к дому примыкал большой остекленный зимний сад, впоследствии утраченный. В 1972 году были проведены ремонтно-реставрационные работы, автором проекта которых стал Г.Г. Щапин. В ходе работ в здании заменены нижние венцы сруба и большая часть обшивки, полы, заполнения окон, отремонтирована кровля и конструкции портика и террасы перед ним. В 2021 году выполнена реставрация фасада здания, укреплены конструкции портика, заменены доски обшивки портика и настила террасы. Ремонт фасадов здания выполнен с привлечением нескольких десятков добровольцев в рамках программы «Волонтеры культуры» под техническим надзором ООО «Вологодские реставраторы» (сейчас именно они реставрируют большую часть исторически ценных вологодских домиков).


Дом Орлова


Дом Орлова – жилой двухэтажный особняк, построенный во второй половине XIX века по улице Ленинградская, 4. Это памятник истории и культуры регионального значения. Как следует из названия, самым знаменитым владельцем дома был Александр Федорович Орлов. Человек талантливый, высокообразованный, он свободно владел четырьмя иностранными языками. В начале прошлого века Александр Федорович управлял Вельским удельным округом, имел чин генерала и звание статского советника. Позже посвятил себя краеведению и науке. Его книга по топонимике «Происхождение названий русских и некоторых западноевропейских рек, городов, племен и местностей» (1907 г.) получила широкую известность. За эти исследования Орлов был избран действительным членом Географического общества России. А дом он приобрел в 1876 году. Был ли он первым хозяином здания, никто точно сказать не может. Здание имеет характерный для городов русского Севера тип двухэтажного дома с трехоконным мезонином над сплошным карнизом. Выполнен в традициях классицизма. Ось фасада подчеркивается полукруглым оконцем во фронтоне мезонина. Карниз имеет большой вынос. На углах мезонина и самого дома – лопатки, прорезанные междуэтажным поясом с перемежающимися накладными ромбами и солярными кругами. В доме сохранились изначальные печи, в том числе круглая печь в мезонине. Окна подклетного этажа меньше основных. Это – объект культурного наследия федерального значения. И один из немногих старинных деревянных домов, которые можно свободно посетить в Вологде. В настоящее время в особняке располагается вологодский Дом актера А.В. Семенова. Это один из признанных культурных центров города. В историческом здании постоянно ставятся спектакли, организуются литературные и музыкальные постановки. Здесь есть свои традиции, например, ежегодный субботник, на который съезжается актерская братия, чтобы облагородить дворик и прибраться в самом здании. Каждое лето здесь проводится джазовый фестиваль. А еще несколько лет назад регулярно проходили литературные фестивали «М-8» и «Плюсовая поэзия».


Дом Извощикова


На пересечении улиц двух русских писателей Некрасова и Чернышевского стоит изумрудный дом купца Извощикова, который до 2016 года находился в аварийном состоянии, пока его не приобрел один вологодский предприниматель, отреставрировал и придал ему исторический вид. Место, где находится дом (ул. Чернышевского, 55), в 1870-х годах было выкуплено вологодской купеческой семьей Извощиковых, выходцами из Верховажского района. И как выяснили исследователи, «зелененький он был». Изначально. После революции купцов Извощиковых «уплотнили» – в их дом вселились другие семьи, а самим бывшим хозяевам оставили только две комнаты. Потомки бывших купцов жили в родном доме до 1970-х годов. Дом Извощикова имеет статус объекта культурного наследия регионального значения, поэтому реставрацию проводили с максимальным сохранением исторического материала и использованием старинных технологий. На сегодняшний день этот дом является самым затратным проектом инвестора. Перед тем, как приобретать здание, он показал его реставраторам, которые вынесли вердикт, что состояние объекта хорошее. Но когда сняли обшивку, выяснилось, что это не так. Из-за двухуровневой конструкции крыша постоянно протекала, большая часть бревен сгнила. Дом пришлось раскатывать полностью, его перевезли в архитектурно-этнографический музей Вологодской области «Семенково», и основной процесс реставрации происходил именно там. Восстанавливали дом вологодские реставраторы под руководством Владимира Новоселова. Деревянная часть здания моложе каменной на 30 лет: кирпичная лавка была выстроена в 1884 году, а деревянный жилой дом пристроен к ней незадолго до революции, в 1915 году. В той части дома, которая выполнена из кирпича реставраторам открылся удивительный сводчатый потолок в итальянском стиле. Арочные своды Монье, опирающиеся на железнодорожные рельсы, на которых стоит клеймо британской компании. Реставраторам удалось сохранить 40 процентов здания. Например пять оригинальных дверей до сих пор поскрипывают на своих старых местах. Резной декор дома удалось восстановить по старым фотографиям. Для меблировки дома специально приобрели комплект антикварной мебели из 20 предметов, которая долгое время находилась без должного ухода в купеческой усадьбе в Устюженском районе. Ее отмыли и почистили и сейчас она используется для хранения принадлежностей. Новые окна в доме сделаны по образцу тех, которые были здесь раньше. Они имеют две рамы: зимнюю и летнюю. Открывается только летняя рама, зимняя же полностью достается. Внизу у окон есть специальный желобок для сбора конденсата – раньше он назывался «капельник». Шпингалеты, поставленные на окна в советское время, заменены на антикварные. В доме сохранились три печи, две из которых изразцовые. Все они в рабочем состоянии. Они функционируют, во время реставрации дом отапливался именно ими, пока не было проведено центральное отопление. Удалось сохранить некоторые изразцы на печах – снимая их, заметили клеймо фабрики-производителя, находящейся в городе Рыбинске. Выяснилось, что фабрика функционирует до сих пор – на ней же заказали недостающие изразцы. Сейчас в доме находится цветочный магазин. Но многие антикварные и сувенирные вещи, выставленные в магазине, также можно приобрести. Еще регулярно по дому водят экскурсии, показывают секретные экспозиции и рассказывают легенды (например, существует анекдот, о том, что при уплотнении в советское время тогдашняя хозяйка дома закопала во дворе дорогой китайский фарфоровый сервиз, и, возможно, его откопали при археологическом исследовании перед реставрацией, – правда, остались от сервиза только фарфоровые черепки). Если говорить об архитектурных особенностях, то можно сказать, что дом деревянный одноэтажный на кирпичном цоколе с кирпичной частью. Сруб рублен «в лапу». Построен в стиле модерн. Угловой ризалит дома имеет сильно вынесенный карниз на резных кронштейнах, между которыми помещена пропильная резьба характерного для модерна рисунка. В этом стиле исполнены также фриз и сандрики рамочных наличников. Над кровлей возвышается деревянный парапет с тумбами, обшитыми тесом. Кровельки тумб поддерживают резные кронштейны. Завершены тумбы резными деталями, напоминающими акант. На восточном фасаде находится парадное крыльцо, соединяющее деревянный дом с его каменной частью. Крыльцо завершено высоким аттиком, над которым возвышаются фигурные тумбы с резьбой. Аттик украшен фризом с пропильной резьбой. Вынос кровли над входом поддерживают резные кронштейны. Планировка деревянного дома анфиладная.


Дом Черноглазова


Дом Черноглазова – еще один дом, отреставрированный тем же предпринимателем и той же группой реставраторов. Инвестор в 2016 году начал как раз с этого дома, продолжил домом Извощикова, потом домом Дружинина и сейчас вовсю реставрирует старейшее деревянное здание Вологды дом Засецких (и о нем вы уже читали тут). Дом Черноглазова находится недалеко от исторического центра Вологды, на улице Чернышевского, 17. Нужно от Софийского собора идти к мосту и по направлению от центра перейти мост через реку Вологду (по левой стороне моста), продолжить движение по улице Чернышевского, пройти мимо Дома дяди Гиляя (о котором вы тоже читали), и – вуаля. Дом этот – двухэтажный желтого цвета, украшен водостоками, красивыми дымниками, но главное украшение – входные двери с цветочным орнаментом в стиле модерн. От этого и второе, более красивое название дома – Дом с лилиями. В нем сейчас соседствуют: цветочный магазин, музей, школа флористики и небольшая фотостудия. Входные двери находятся с двух сторон фасада на разных улицах, но оригинальные только одни – с улицы Чернышевского. В советские времена эти двери были заделаны, поэтому и сохранились, а двери со стороны улицы Гоголя являются копией. Через эти двери как раз – вход в музей. В музее представлена обстановка купеческой комнаты рубежа XIX и XX веков. Вся мебель антикварная, подлинная, а некоторые образцы даже принадлежали владельцам дома. Сохранились и оригинальные печи. Одна из них – изразцовая. Печь украшена орнаментами в стиле модерн. Верх – оригинальный, а низ у печки восстановили. Центральный медальон выполнен в стиле барокко и является копией. Воссоздан по фотографиям американского историка Брумфилда, большого любителя русской архитектуры, который в 1990-е годы часто приезжал в Вологду. Топочную дверца здесь с очень четким и красивым узором. Она была сделана на заводе фабриканта С. И. Мальцова. Благодаря особой технологии узор вышел такой, что дверца получилась художественным изделием. Дом был построен в конце XIX века и первоначально имел не такой вид, как сейчас. Он был одноэтажным. Владельцев у дома было семь. Почему это так точно установили? В Вологде в дореволюционное время было много деревянных домов, и эти дома обязательно страховались от пожаров, составлялся страховой план, в котором были все изменения и учитывались все хозяева дома. Дом носит имя купца Черноглазова, но он недолго жил в доме (и, кстати, не был купцом), и все-таки дом интересен своим последним хозяином, который купил его в конце 1913 года и надстроил второй этаж, а входные двери украсил лилиями. Последним владельцем был провизор Вацлав Адольфович Паздзерский. Он владел и соседним домом на ул. Чернышевского, 15. Второй купленный «Дом с лилиями» решили оставить под именем Черноглазова. И в этом доме Вацлав Паздзерский открыл аптеку. В его собственности уже была старейшая аптека России (XVII век), которая и сейчас является аптекой №1 на улице Ленина. Деньги на бизнес ссудил дядя Казимир, также известный провизор, прославивший свой город Горки, что на Могилевщине, изобретением крема от веснушек. (Казимир Паздзерский поехал на Всемирную выставку в Париж в 1900 году с мальчиком, у которого одна половина лица была в веснушках, а другая – чистая. За такой нужный для дам крем он завоевал на выставке золотую медаль). О роде занятий Вацлава Паздзерского в музее говорят расставленные на полках шкафа стеклянные аптекарские бутылочки, которые обнаружили при реставрации дома. Потомки Паздзерских, приехав в Дом с лилиями, подарили музею настоящие инструменты Вацлава Паздзерского, что находятся сейчас в витрине музея. В советское время в доме на первом этаже располагалась аптека, на втором – дом научно-технической пропаганды и Северо-Западное книжное издательство. Как выяснилось, после революции Вацлав Паздзерский с семьей уехал в Польшу, на свою историческую родину, в город Быдгощ. Об архитектурных особенностях можно сказать следующее: это двухэтажный деревянный обшитый тесом дом, рублен в «обло» и поставлен на кирпичный цоколь. В декоре фасадов читаются мотивы позднего классицизма и модерна. Композиция главных фасадов не вполне симметрична: они имеют протяженность в шесть и пять световых осей. По горизонтали фасады членятся подоконной тягой на уровне окон второго этажа. Окна выделены сандриками. Стены завершаются фризом с пропильной резьбой и карнизом с резными подзорами. Декоративное убранство дополняют красивые завершения водостоков, украшенные резной жестяной «короной». Входы в дом имеются с обоих уличных фасадов. Над входом в магазин на первом этаже, расположенном на скошенном углу, выходящем на перекресток, устроен небольшой балкон с металлической оградой и кронштейнами.


Если рассказывать про все охраняемые государством в Вологде дома, можно истратить терпение читателей, так как таких зданий в городе – более 150. Но закончить хочется словами профессионала, небольшим отрывком из интервью с Владимиром Новоселовым, реставратором, который приложил руку к обновлению некоторых памятников деревянного зодчества в Вологде и Вологодской области.


«Сейчас бытует представление, что реставрация – это всегда очень дорого. Действительно, некоторые виды реставрационных работ недешевые, и не потому, что реставраторы такие жадные, а потому что это долгий кропотливый труд. Вот, например, лестница в доме Дружинина на Мальцева – плотник делал ее целый месяц, а можно купить готовую и установить за три дня, цена, естественно, будет разная. Воссоздание резьбы – тоже дорогостоящая работа. Но при этом другие виды работ сравнительно дешевы, ведь расценки на реставрационные работы, которые утверждает министерство культуры, не менялись с 2012 года. Почему у нас предпочитают построить новодел, а не реставрировать старинное здание? Во многих случаях целесообразнее именно реставрировать, но собственник не может оценить ситуацию правильно. Считается ведь как? Дом старый, значит, гнилой, а значит, толку от него не будет, проще сломать. Но чаще всего какие-то элементы можно использовать по новой, а если удается сохранить примерно 50% сруба, то выгоднее именно реставрировать, а не рубить новый дом. Можно ли будет окупить вложенные в реставрацию средства, зависит от бизнеса, которым человек занимается. Но в России есть и такие примеры, когда старинный дом реставрируют для души, вкладывая большие миллионы и не рассчитывая на дивиденды в будущем. Вообще ситуация с деревянным зодчеством печальная. Большинство собственников этих зданий – бюджетные структуры, которые не находят средств, чтобы следить за их состоянием. В последние годы памятники стали активно продавать и сдавать в аренду, и опыт показывает, что как раз в этом главная надежда вологодской деревянной архитектуры».


__________


Из справочных источников:


Всего три города в России сохранили большое количество старинных деревянных домов. Но по разнообразию стилей уникальнее всего деревянная Вологда В городе представлены дворянские, купеческие и мещанские особняки, среди архитектурных стилей – классицизм, ампир и модерн. Вологодские дома привлекают прежде всего сложным и изящным декором. Резьбой (пропильной и объемной) в изобилии украшались карнизы, крыльцо, балконы, наличники, декоративные фронтоны. В городе на рубеже XIX и XX веков сложился особый вид деревянного дома, так называемого «вологодского типа», – двухэтажный особняк, вытянутый во двор с угловой лоджией над крыльцом.


В Вологде представлено несколько типов деревянных зданий: одноэтажные, одноэтажные с антресолью, одноэтажные с мезонином, двухэтажные с центральным балконом, двухэтажные с боковой лоджией, двухэтажные с двумя боковыми балконами. Сохранились несколько двухэтажных домов с мезонином. Встречаются также двухэтажные полукаменные здания двух видов: в одном первый этаж каменный и оштукатуренный, второй – деревянный, рубленный и обшитый тесом, а во втором варианте – оба этажи каменные, а пристройки и балконы дома сделаны из дерева.


К типично вологодским чертам деревянного зодчества относят выкружные карнизы. Под карнизами обязательно располагалась лента ажурного фриза. Принципиальное отличие вологодских деревянных домов в том, что если в отделке зданий в других городах широко применялись штукатурка и лепка, в Вологде дерево никогда не маскировалось. Украшения делались из него же. Обязательным атрибутом деревянного дома в Вологде были ворота – въезд и вход во двор. Центральная их часть состояла из двух створок, придерживаемых с внутренней стороны брусом-щеколдой, и предназначалась для проезда. Слева и справа симметрично располагались калитки для прохода.


Пилястр – плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Пилястра имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна; служит для членения плоскости стены.


Мезонин – надстройка над средней частью жилого (обычно небольшого) дома. Мезонин часто имеет балкон. В России мезонин получил широкое распространение в XIX веке как часть каменных и особенно деревянных малоэтажных зданий.


Розетка – декоративный мотив в виде круглого цветка с одинаковыми лепестками.


Ригель – линейный несущий элемент (балка, стержень) строительных конструкций зданий или сооружений, расположенный, как правило, горизонтально. Ригель соединяет (жестко или шарнирно) вертикальные элементы (стойки, колонны) и служит опорой для прогонов и плит, устанавливаемых в перекрытиях или покрытиях зданий. Выполняют ригели из металла, железобетона или дерева, решётчатыми или сплошными (прямоугольного, таврового, двутаврового или иного поперечного сечения).


Фронтон – завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. Декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий.


Портик – выступающая вперед часть здания, открытая на одну или три стороны и образуемая колоннами или арками, несущими перекрытие; чаще всего оформляет главный вход и завершается фронтоном или аттиком.


Аттик – стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. Обычно завершает триумфальную арку.


Антаблемент – верхняя часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, – составной элемент классического архитектурного ордера; членится на архитрав, фриз и карниз. Встречается неполный антаблемент без фриза. Антаблемент возник на основе деревянного балочного перекрытия и в своих формах отражает его структуру.


Архитрав – нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента, имеющая значение основного конструктивного элемента и обычно лежащая на капителях колонн. В дорических и тосканском ордерах архитрав – широкая гладкая балка; в ионическом и коринфском ордерах архитрав состоит из трех небольших горизонтальных уступов – фасций.


Фриз – в архитектурном ордере средняя часть антаблемента, между архитравом и карнизом. В дорическом ордере фриз членится на метопы и триглифы, в ионическом и коринфском ордерах заполняется сплошной лентой рельефов или оставляется пустым.


Карниз – горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу (покрытие) здания и защищающий стену от стекающей воды; имеет также и декоративное значение. Карниз бывает верхний (венчающий, например в антаблементе) и промежуточный.


Анфилада – ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, благодаря чему при открытых дверях создается сквозная перспектива всех интерьеров. Анфиладой также называется ряд пространственно раскрытых друг к другу площадей, образующих систему архитектурных ансамблей.


Акант – скульптурное изображение листьев одноименного растения, декоративный элемент коринфского ордера.


Аркатура – ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах.


Модульон – архитектурная деталь типа кронштейна, которая поддерживает выносную плиту венчающего карниза, преимущественно в ордерной архитектуре. Иногда модульон играет лишь декоративную роль.


Сандрик – декоративная архитектурная деталь обычно в виде карниза или фронтончика (иногда опирающихся на кронштейны), расположенных над оконным или дверным проёмом на фасадах зданий (реже в интерьерах).


Подзор – декоративные деревянные доски с глухой или сквозной резьбой или металлические полосы с прорезным узором, окаймляющие свесы кровли.


Выкружка – криволинейный вогнутый облом (профиль архитектурно-пластической детали, по очертанию – четверть окружности.


Пропильная резьба – деревянный узор, выполненный путем сквозного пропила и предназначенный к восприятию на просвет.


Объемная резьба – это наиболее сложный вид обработки древесины, также известный как скульптурная резьба. Этот вид резьбы характеризуется тем, что изготавливаемое изображение как бы отдалено от общего фона. Оно образует рельеф, скульптуру или целую скульптурную группу.


Сруб «в обло» – наиболее простой и доступный способ сруба, иногда называемый «в чашу». Он не требует трудоемких операций, так как нет потребности переворачивать венцы для вырубки полукруглого паза. Чаша обладает полукруглой формой без замков. В свою очередь гладкая форма является и основным недостатком, так как ветер легко проникает внутрь, в продольных пазах возможно скапливание влаги, способствующей гниению древесины. Средством защиты для такого сруба является регулярное подконопачивание.


___________


Список литературы:


Лукомский Г.К. Вологда в ее старине. СПб., 1914.

Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. М., 1966.

Вологда в минувшем тысячелетии: памятники истории и культуры. Вологда: Древности Севера, 2019.

Сазонов А.И. Деревянная Вологда: сохраненное и утраченное. Вологда: Древности Севера, 2021.

Воронин И.Б. Этюды по вологдоведению. История формирования комплекса зданий по ул. Чернышевского 55, 57.




Регина Соболева, 2024

Сертификат Поэзия.ру: серия 3988 № 181887 от 04.04.2024

6 | 8 | 252 | 30.04.2024. 01:48:57

Произведение оценили (+): ["Николай Горячев", "Владимир Старшов", "Александр Питиримов", "Александр Быстров", "Олег Духовный", "Екатерина Камаева"]

Произведение оценили (-): []


Регина, спасибо тебе за прекрасно изложенный и очень познавательный материал. В какой-то момент поймала себя на том, что повторно «брожу» от дома к дому, сравнивая нюансы. Дома по сути — живые. Некоторые такие встречи действительно можно расценить как любовь с первого взгляда. И ещё мне кажется, что если человек дом почувствует, то найдёт способ его исцелить. Потому что ему нужен будет именно он.
Уже говорила и повторюсь — очень комфортный диалог с читателем.

Спасибо))
Вологда - действительно уникальный город. Памятник сам себе. И человеку из центральной части России удобнее всего деревянную архитектуру изучать именно в Вологде. Очень жаль, что такие домики интересуют немногих. У нас-то в городе постоянно проходят мероприятия, как-то связанные с деревянным зодчеством, про реставраторов мы часто пишем и снимаем. Летом будет большой фестиваль, посвященный русской деревянной архитектуре. Но все равно информации чрезвычайно мало. И даже книг по этой теме - раз-два и обчелся. Вот ходишь расспрашиваешь, напрашиваешься на экскурсии, как дурачок ))
Кстати, иллюстрацию к материалу можно увеличить и рассмотреть домики, о которых в материале говорится (здесь 8 из 10 упомянутых домика на  открытках, - их рисует местная художница).  

Спасибо, интересно и познавательно!
P.S. Думаю, было бы уместнее, чтобы рисунки были не отдельно от текста, а иллюстрировали соответствующий рассказ о доме..

Очень познавательно и доброжелательно по отношению к Вологде и вологжанам написано. От одного из них - большое спасибо.

Здравствуйте. Я - теперь тоже вологжанка. Мой отец из Вологды. Я здесь училась. И вот - вернулась наконец в наш деревянный город. Он прекрасен))

Палисад почему не упомянут в справочной информации? Так то "палисад" это просто забор. А в заборе всегда дырка.

- Александр, это даже заборчик скорее... его перешагнуть легче, чем в дырку ползать... :о)

В частных домах палисад всегда под два метра и плотный. А дырка - наоборот, маленькая, типа глазок. Вы, наверное, про "брешь" говорите.