Рецензия на стихотворение "Первый Шаг". Александр Шведов

Дата: 19-03-2024 | 15:17:25

Когда я читала стихотворение Александра Шведова «Первый шаг», меня поразило неотделимое от текста со-чувствие. Умышленно пишу через дефис. Потому что речь не об отстранённой жалости. Но о глубоком и точном понимании автором чужой осознанно стерпленной боли.

Думаю, всем знакома жестокая китайская традиция бинтовать девочкам ножки ради того, чтобы впоследствии они могли удачно выйти замуж. С первого момента этой многоступенчатой экзекуции каждый шаг причинял страдания. И девочка должна была принять эту боль. Как немая Русалочка (с той лишь разницей, что дочь моря сделала свой выбор, потому что хотела быть рядом с любимым).

А кого любит маленькая Жилан? Ради кого так спокойно и мужественно терпит? Она… любит свою маму, с которой когда-то сделали то же самое, и теперь она ходит, будто колтыхается на ветру тростник. Разве может Жилан оставить её одну? Нет. Поэтому, когда мама её зовёт, она мужественно становится рядом. Не ради призрачного жениха. А ради мамы, которая, бинтуя девочке ножки, верит в то, что это на благо дочери, и испытывает внутреннее облегчение от мысли, что её собственные страдания тоже – благо. Но душе Жилан неинтересны ни традиционные предрассудки, ни мамина слабость перед ними. Она мудра. Поэтому во сне создаёт образ желтоглазой кошки, похожей на память, которая позволяет девочке резвиться и радоваться жизни по-прежнему, чтобы не забыть себя настоящую. И дарит ей смешного котёнка, который не отстаёт от неё, как непререкаемое право на обычное детство.

Сложнейшая гамма чувств вложена в понятные образы и по-человечески близко и просто отражена в стихотворении.

***

Мама бинтует ступни Жилан * и рассказывает, как ту будут носить в позолоченном цзянюйе**

 

Пальчики сломали и стянули туго.

Боль терпеть такую мочи больше нет.

Но Жилан стерпела, нет, не с перепугу,

ведь она большая - ей уже шесть лет.

 

«Красота какая — ножка-полумесяц!

Чем ступни короче, тем жених знатней,

туфельки подарит цвета эдельвейса»—

ей шептала мама, маме ведь видней! —

«с длинными ж ступнями женщина — уродка!»

 

…боль бы только стихла на один хоть миг…

 

Вспоминая грустно мамину походку

(будто колтыхается на ветру тростник),

всё-таки заснула. Ей приснилась кошка

с желтыми глазами, ну а той видней,

как Жилан вприпрыжку скачет по дорожке,

и смешной котёнок 🐱 бегает за ней.

 

 

*женское имя Жилан на китайском означает — «радужная орхидея»

**цзянюй - китайский паланкин

 

 

萨沙

世纪未知

 




Екатерина Камаева, 2024

Сертификат Поэзия.ру: серия 3975 № 181508 от 19.03.2024

1 | 3 | 206 | 30.04.2024. 02:16:25

Произведение оценили (+): ["Александр Шведов"]

Произведение оценили (-): []


Александр Шведов читает своё стихотворение «Первый шаг»

Катя, спасибо за то, что вспомнила этот мой стишок. Перед тем, как его написать, прочитал кучу исторической литературы на эту тему. И этот ужас для женщин из «приличных семей» в тогдашнем Китае продолжался целую ТЫСЯЧУ ЛЕТ.
А мамы, которые пытались жалеть своих маленьких дочек и начинали бинтовать их ножки в чуть более позднем возрасте или не так туго, потом этими выросшими девочками и проклинались - получившийся из-за поблажек чуть большим размер их ног не давал им возможности найти более выгодную партию для женитьбы…

Меня более всего поразило описание того, что чувствует ребёнок. В документальном жанре этот момент почему-то старательно нивелируют. Осуждение высказывается от лица взрослого наблюдателя. Воспоминания пострадавших тоже окрашены контекстом прожитых лет и уже привычной эмоциональной дистанцией. Взрослые женщины, прошедшие через подлинный ужас, старались забыть свою с ним встречу и смириться. Чтобы можно было жить дальше. А здесь, в стихотворении, то настоящее, что осталось за кадром. И очень всё пронзительно.