Миролюбивая мордва...

Дата: 25-02-2024 | 14:15:11

                 * * *

Миролюбивая мордва,
Пример смирения прекрасный!
К тебе, к тебе мои слова
В нелепый век и год ужасный.

Я прихожу с недавних пор
К тебе за помощью суровой –
Доныне тёмной, словно бор,
Сомкнувший хвойные покровы.

Приёмной веры образец,
Оплот мещанского уклада,
Где в звонких стопках поставец,
А зимним вечером – лампада…

Горит зелёный огонёк,
И гаснут годы, проплывая…
Неяркий быт меня увлёк
И песня тихая простая.

За ней нередко прихожу
К родному малому народу.
И улыбаюсь, и тужу…
И мира пью живую воду.

2022




Владимир Мялин, 2024

Сертификат Поэзия.ру: серия 1319 № 180926 от 25.02.2024

7 | 18 | 300 | 06.05.2024. 04:03:28

Произведение оценили (+): ["Ольга Галицкая", "Слава Баширов", "Моргунова Елена", "Виктор Гаврилин", "Владислав Кузнецов", "Светлана Ефимова", "Барбара Полонская"]

Произведение оценили (-): []


«В VIII-IX вв. на земли нынешней Центральной России, по соседству с мордвой, проникают первые славянские поселенцы. Мордва в это время, как и славяне, переходила от первобытного общества к раннеклассовому государству. Однако этот процесс, в силу географических условий, у мордвы задержался. Её консолидация происходила медленнее, чем у славян. Вдобавок славяне обладали в то время более мощным демографическим потенциалом. Всё это и предопределило исход столкновения между славянами и мордвой. Мордва вынуждена была в итоге покориться.

Однако никакой народ не отдаёт свою свободу без борьбы. Войны между Русью и мордвой были долгими и кровавыми, продолжались не одно столетие. В 2012 году какие-то патриотические круги отметили «1000 лет добровольного вхождения Мордовии в состав Русского государства». Не говоря уже о том, что подчинение мордвы власти русских князей отнюдь не было добровольным, в 1012 году вообще не упоминается ни одно событие, связанное с этими краями. Русские источники знают мордву только с начала XII века. Перелом в борьбе Руси с мордвой в пользу Руси наметился только в конце XIV века. Да и после того большинство мордвы не были прямыми подданными, а только вассалами русских государей, окончательно войдя в состав России только в конце XVII столетия.»

"Пример смирения прекрасный!"(с)

Имеется в виду историческая неточность или звукопись? Спасибо.

Уточнила для Владимира Гоммерштадта: отсылка к истории содержится в стихотворении. 

Да-да, и вот это:

Я прихожу с недавних пор
К тебе за помощью суровой

Думаю, в стихотворении имеется в виду внутреннее смирение. Мудрое согласие с ходом вещей.

Стихи мои, конечно, о мире души, который в целом обрёл малый народ, смирившись с верховенством народа великого, приняв православие. В этой вере, в этом народе  я родился, жил и ... ну и проч. и проч. Спасибо!.

Добрый и по прирождённому свойству мудрый народ.

Ну, по моему мнению, языческое начало этого финского народа соотносится с христианством примерно, как русские:  Масленица с  Пасхой. Но это моё мнение; каждый, конечно, волен думать по-своему - и в какой-то мере будет прав как человек вольномыслящий и не отягощённый предрассудками человеческого сознания и сердца.

Внешние отличия были. 

У меня, может быть, ещё будет время исправиться, а пока такие мысли приходят... По прошлым векам мысль летает, оно и хорошо.

Глухих лесов и глаз, и ухо,
Мордва волшебная и чудь!
Когда-нибудь, набравшись духа,
Я опишу вас. Как-нибудь…

Скажу пока: сметливы дети,
Вы наделили простотой
Стихи раздумчивые эти,
Между рыбалкой и волшбой.

Очень хорошие строки.

Или на разделочном столе... Да-да, современным мозгам часто  не хватает фосфора).
Спасибо!

Миролюбивая мордва,
Пример смирения прекрасный!

Здравствуйте, Владимир.
Заинтересовали Ваши стихи. Решила обратиться к мифологии финно-угорских народов мордва, эрзя и мокша, чтоб понять, изначально являлось ли для них смирение добродетелью. Возможно, Вы как представитель народа эрзя (?), могли бы что-то посоветовать мне почитать на эту тему?
Как уже упоминала в одном из наших разговоров, я тоже отношусь к северным народам. Мои предки по материнской линии (бабушка и ее предки) - финны со шведскими корнями. Правда, одна из прапра... бабушек - голландка. Но и финнов в роду предостаточно. Из тех родственников, кого я знала лично - все невероятно горячи и своевольны).
По отцовской - ижора (как выяснилось из моих исследований). 
Наверное, об "идеальном" национальном характере можно получить представление из мифологии данного народа, там содержится в чистом виде эссенция народного характера и народного духа.
Мифы о происхождении людей очень показательны, кстати. По самым древним ближневосточным мифам (шумерские) люди были созданы верховным богом Энки из глины для того, чтобы "обслуживать" богов. http://rushist.com/index.php/mifologiya/3802-shumerskij-mif-o-sotvorenii-cheloveka
В северных же мифах - совершенно другая концепция. В скандинавском боги нашли людей (в символической форме деревьев) на берегу Мирового океана и вдохнули в них жизнь, дух и душу. Люди поселились в Мидгарде, отдельной от обитания богов территории, но при желании могут вступать с ними во взаимодействие. Причем, это совсем не обязательно религиозное служение (трот), могут быть и практики магического характера (гальдр и сейд).
https://mifi-skandinavii.ru/ask-i-embla/ 

Было бы очень интересно узнать у Вас, каков был Логос, создавший народы мордва, эрзя и мокша. Что именно изначально считалось у этих народов ценными человеческими качествами. Мне видится, что смирение - это добродетель христианской традиции, которая уходит корнями на Ближний Восток.

Здравствуйте, Мария!
Можно почитать легенды о царе Тюштяне, это, наверное, ближе всего к тому, чем мы с Вами занимаемся на этой площадке).
Однако, не всё напрямую от мифов проистекает...
Искал свои стихи о Тюштяне, а нашёл вот что:


Из сосны истуканов тесала,
Оставляла родные места
Та мордва, что меня воспитала,
Та мордва, что любила Христа.

И в зелёную церковь ходила,
Где над площадью высится крест.
И наречием финским кормила
Ребятню и скуластых невест.

Я, конечно, читал немного мифы и легенды этого народа, но стихи писал, доставая живой материал изнутри, из себя самого...
Вот и о Тюштяне нашёл, наконец: это легенда о дивьих людях, ушедших жить под землю:

Дивьи люди

Как ушли под каменья и воды
И зажИво себя погребли;
Прокопали тоннели и ходы,
Пчелий воск и смолу разожгли.

Заволочская чудь белоглаза,
С головой, будто в логе туман:
Ходят, ходят мордовские сказы,
Будто с ними – царевич Тюштян.

Он на троне, в рубахе, как птица
Перед взмахом на крае-стрехе;
И рожок в его левой деснице,
И топор в его правой руке.

Моё детство прошло в коммунальной квартире под призором мордовско-русской родни. Стихи для меня  - не только легенды мира, но и зов крови, голос предков, вероятно.

Владимир, спасибо, только что ознакомилась с преданиями о царе Тюштяне (кратко и бегло, конечно). Это большой материал, в него надо серьезно погружаться. Но вот слету показалось значимым:

По другому преданию, Тюштян возгордился, пируя со знатью и богачами, а тем временем русский царь захватил мордовскую землю. Вещие птицы — ласточки бьются в окна палаты Тюштяна и сообщают ему роковую весть. Но гордец не верит в поражение: скорее щука, приготовленная к его столу, будет вновь плавать, а жареный петух запоет. Тут и происходит чудо: щука пускается плавать в меду, а жареный петух захлопал крыльями и закукарекал…

Да, думаю, именно гордость (в плохом смысле) - причина многих бед..

По поводу стихов, которые Вам попались.. Все-таки, любой народ не однороден - он происходит из разных кланов, колен, семейств. Конечно, и отношение к нововведениям разное было. У моего любимого финского художника есть картина, очень хорошо отражающая суть перехода к христианству: кто-то потянулся к Марьятте с младенцем, а кто-то скорбно сидит на берегу (их меньшинство).
Вот эта картина, она хорошо увеличивается: https://en.m.wikipedia.org/wiki/File:V%C3%A4in%C3%A4m%C3%B6isen_l%C3%A4hto.jpg

Оо, дивьи люди - это отдельная тема.. Наверное, это не только чудь белоглазая, но и исчезнувший таинственный народ бьярмы, обитавшие на берегу Белого моря... Когда мир становится плотнее, волшебные народы уходят "под землю", увы.
Спасибо за беседу, жду нового живого внутреннего материала. 

Спасибо и Вам, Мария, за интересную беседу!
Много узнал, многому научился.
Стихи приведённые - мои. Трудно стало искать среди великого множества своих стихотворений.