Моисей и Аарон

Дата: 27-12-2023 | 13:51:31

1

 

"Господь, муж брани, славный Иегова!

Ты вверг в пучину всадника с конем,

А нас провел по лону дна морского.

Ты дунул – море вздыбилось кругом

И расступилось. В небе грянул гром,

И, будто камень, войско фараона

Ушло на дно. Так твоего закона

Враг ощутил тяжелую печать.

Так приобрел народ твой благодать.

Так прекратил ты жалобы и стоны". 

 

2

 

"Ну, что, заика, слышишь, как запели

Жестоковыйные? А минул год

Всего лишь. Значит, мы достигли цели: 

Был сброд, а стал Израиля народ!

День-два, и мы отправимся в поход:

Прогоним хананеев, аморреев,

Затем хеттеев, дальше ферезеев.

И, словно листья с опаленных крон,

Евеев жалких и иевусеев
Смахнем!" – "К-как, с-скажешь, б-брат мой А-арон".

 

3

 

"Ты ниспослал нам прямо с неба манну

И напоил водою из камней.

Эдому и Моаву с Ханааном

Внушил ты ужас до скончанья дней.

И Амалика, и его людей

Ты низложил мечом у Рефидима,

Приобретя народ непобедимый,

Который за тобой одним пойдет

И в той земле, где молоко и мед

Текут обильно, станет господином".

 

4

 

"Мед с молоком – отличная привада

Для нытика, мечтателя, глупца.

Он дом оставит, двор с колодцем, садом,

С жаровнею для мяса у крыльца.

Все золото вон для того тельца,

Которого ты, брат, "разбил" когда-то,

Отдаст. А если скажем, что расплата

Нужна тому, кто ссыт не так, как он,

Взяв меч иль нож, соседа, друга, брата

Убьет!" - "К-как, с-скажешь, б-брат мой А-арон".

 

5

 

"Ты в пламени и дыме над Синаем

Возник под звуки грома и трубы.

Хвала тебе, теперь Завет мы знаем

И ничего не просим у судьбы.

Кто были мы? Ничтожные рабы.

А кто теперь? Избранники, герои!

За веру нашу мы стоим горою.

А буде слаб в ней кто-нибудь из нас,

Его укажем, чтобы в сей же час

Ты покарал его своей рукою". 

 

6

 

"Ну, так добавь в папирус подношений

Шерсть голубую, серебро и медь,

Бараньи кожи, мирру для курений,

Пурпурный оникс. Что еще иметь

Им не положено? В походе ведь

Им ничего не нужно, кроме пики,

Щита, меча. Для подвигов великих

Не нужен им ни оникс, ни виссон...

Но погоди, что там за шум и крики?

Узнай!" - "К-как, с-скажешь, б-брат мой А-арон".

 

7

 

"Стой, Моисей, туда тебе не нужно.

Вернись к Арону и предупреди,

Что, у левитов отобрав оружье,

Сюда ведут восставших их вожди.

И Хошеа Ефремов впереди.

Он только что вернулся из дозора.

Ужасней ничего, не будь я Ором,

Не слыхивал я в жизни: он сказал,

Что в Ханаане воин - стар и мал,

Что в Ханаане крепость - каждый город".

 

8

 

"Предатели! Водить бы их в пустыне

Лет сорок, этих трусов и рабов.

Поменьше манны и побольше скиний

И вовсе никаких перепелов.

... Но Хошеа, подлец из подлецов,

Каков? Любимчик твой! Пес недобитый...

Позвать сюда скорей всех именитых

И объявить себя царем! На трон

Взойти, собрав вокруг одних левитов.

Ну как?" - "К-как, с-скажешь, б-брат мой А-арон".

 

9

 

"Мед с молоком! Каким проклятым часом

Любой из нас как будто бы ослеп?

В Египте у котлов с бараньим мясом

Сидели мы, в достатке ели хлеб".

"И вот пришел, косноязык, нелеп,

И мы пошли покорно, как бараны,

Чтобы погибнуть поздно или рано".

"Настал конец бараньей слепоты!»

«Сейчас умрешь, пес мадиамский, ты

И братец твой речистый, царь обмана!"

 

10

 

"Ну, что, заика, время делать чудо?

Иначе нам с тобой придет конец.

Возьми свой посох - пусть из ниоткуда

Возникнет перед ними сам Творец.

Пускай забьется в страхе сонм сердец.

Давай, заика! Страх им Божий нужен.

Они идут, их страшный круг все уже,

Они идут уже со всех сторон.

Левиты с ними! Что нам делать?! Ну же

Скажи!" - "Молиться, брат мой Аарон".




Александр Куликов , 2023

Сертификат Поэзия.ру: серия 3973 № 179427 от 27.12.2023

3 | 10 | 228 | 29.04.2024. 07:10:57

Произведение оценили (+): ["Евгений Иванов", "Светлана Ефимова", "Марк Шехтман"]

Произведение оценили (-): []


Очень хорошо, Александр! - и это не ответный комплимент. Выдержанный без единого сбоя ритм, богатейшая лексика, продуманная архитектоника... Придраться не к чему! На такие тексты надо ставить знак качества.
М.

Спасибо, Марк. Ваше мнение ценно для меня.

Возвращаюсь и перечитываю. Удивительное произведение, сильное.

Спасибо, Светлана, большое!

«Война и мир»…

Пушкин, читая "Божественной комедии" Данте, заметил: "Всё определяется величием замысла". Тут примерно та же история. Некогда я сильно увлекся композиторами Новой венской школы. И послушал оперу Арнольда Шёнберга "Моисей и Аарон". Для экономии времени приведу отрывок вот ОТСЮДА https://www.belcanto.ru/moses_aron.html : "Сочинение посвящено известному ветхозаветному эпизоду, повествующему об исходе евреев во главе с Моисеем и его братом Аароном (которого Бог избрал в качестве проповедника моисеевых мыслей) из Египта, их долгому странствованию по пустыне и событиям на горе Синай. Шёнберг делает центром либретто конфликт между братьями, связанный с тем, что они по-разному воспринимали Бога. Если для Моисея Бог был олицетворением духовного начала, то Аарон, как и весь израильский народ, пытался понять его, как конкретное, телесное существо. Апофеозом конфликта стал известный библейский эпизод, когда во время сорокадневного отсутствия Моисея, принимавшего Божий завет на Синае, народ, благодаря Аарону, стал поклоняться Золотому тельцу, тем самым нарушив завет Бога. Коллизия усиливается также из-за того, что Моисей ощущает свое косноязычие и неспособность самостоятельно, без помощи брата, донести до израильтян слова Бога. В конце концов Аарон умирает, а Моисей зовет народ идти с ним, чтобы достичь заветной цели". И я замыслил написать об этой же истории по-своему, но как бы по оперному принципу. Здесь есть хор: 1-я, 3-я, 5-я, 9-я главы. Есть монологи-арии Аарона, есть монолог Ора, одного из сподвижников Моисея. Я не преследовал цели передать библейской сюжет о Моисее и Аароне. Мой сюжет - перевертыш. У меня Моисей крепок духовно в отличие от меркантильного Аарона, для которого важны деньги, власть и личное благополучие. Моисей же ведет народ не в благодатные земли, а на вершину Веры. Аарон и Моисей преследуют разные цели, но до поры до времени они вроде бы совпадают. Аарон хочет получить послушный, готовый умереть за него народ. Моисей хочет получить народ, для которого Вера и некая духовная цель дороже благосостояния. Момент истины - восстание и предложение Моисея помолиться. Если восставшие не смогут убить молящихся людей, значит Моисей достиг своей цели. Если смогут, то туда всем и дорога. Моисей не достоин жизни, поскольку не достиг своей цели. А восставшие не достойны Веры, если подняли руку на молящихся. Вот такой у меня был замысел.            


Александр, стиль, мастерство и пр. достоинства Вашего текста уже оценили.  Но мне всё-таки хочется как-то определиться и насчёт смысла тоже. Что Вы в конце концов хотели сказать, кроме этих многочисленных перечислений фактов, реалий прошлого из истории Израиля во время исхода евреев из Египта?

И что за жанр это вообще: попытки исторического изыска в литературной форме или забавная легенда, не претендующая на подлинность?

Много вопросов возникает в связи с этим текстом, поскольку  он многопланов.

Может  быть, это и было Вашей целью: озадачить читателей, чтобы они сами «покопались» в этих древних источниках, крайне противоречивых и даже загадочных, используя Ваши «наводки»?

Напрашивается вывод о сомнительных слагаемых « правды и законности»  всякой власти вообще, которая и существует в общем и целом ради того, чтобы вводить в заблуждение народ, своих последователей, будущие поколения.

Интересно, нмв, превращение «заики», косноязычного Моисея , под давлением обстоятельств в волевого предводителя своего народа, впоследствии ставшего пророком.

Вера, здравствуйте! Частично я ответил на Ваши вопросы (так получилось), когда писал Евгению. Добавлю для понимания, что Все поэмы из библейского цикла, вошедшие в книгу "Двенадцать звуков разной высоты", являются ересями, вполне уместными с литературной точки зрения, поскольку, как я считаю, Библия - это, прежде всего, литература. 

Спасибо , Александр, за пояснения и извините за чрезмерное, возможно, любопытство. Просто привыкла всё  " познавать" основательно, чтобы составить окончательное мнение.
Жаль, что опера " Шёнеберга " Моисей и Аарон" осталась незаконченной. Возможно, поэтому более всего туманным  мне показался конец : слова Моисея в ответе Аарону с предложением молиться. Какая-то даже ирония послышалась мне в этом слове. Но Вы в своём ответе Е. Иванову всё разрешили.
 Оказывается сюжет не так уж и сложен: для Моисея, проводника истинной Веры, Бог - это олицетворение духовного начала. Аарон же - искусный лицедей, поклонник Золотого тельца, презирающий народ. Конечно, для краткости я упрощаю конечные выводы.
Да, кстати, для полноты впечатлений прочитала и другие Ваши библейские   поэмы из книги   "Двенадцать звуков разной высоты".
Библия - неисчерпаемый источник вдохновения, но " тёмных мест" , нмв,  там немало. Может быть, это и хорошо, т.к.  талантливому  поэту есть простор для воображения , материал для совершенствования мастерства.
С Новым годом Вас, С Рождеством!


 

Ирония Вам послышалась правильно. Она здесь присутствует. В сторону Аарона В остальном всё серьезно.