Святая Варвара

Дата: 06-10-2023 | 13:53:28

Тих Илиополь... Как во сне
Сияют звёзды в небе душном.
На узкой башенной стене
Проходит стражник равнодушный.

Варвара, долго не смотри
В окно над страшной высотою,
И до зари не говори
С неопалимою звездою.

Бледна, не спрашивай звезду:
Зачем языческое племя
Не видит эту красоту,
Кумир поставив надо всеми?

Ночи не задавай вопрос:
Откуда утро золотое,
Зачем отец булат занёс
Над златокудрой головою?

Кумир языческий смешон,
Когда омыта кровью плаха.
И это лишь кошмарный сон,
Что с рёбер сдёрнута рубаха…




Владимир Мялин, 2023

Сертификат Поэзия.ру: серия 1319 № 177457 от 06.10.2023

7 | 12 | 362 | 06.05.2024. 13:32:57

Произведение оценили (+): ["Ольга Галицкая", "Надежда Буранова", "Виктор Гаврилин", "Владимир Старшов", "Александр Куликов ", "Олег Духовный", "Екатерина Камаева"]

Произведение оценили (-): []


Прекрасные стихи, Владимир. Тема мученичества сложна и неоднозначна. И главный, как мне кажется, минус, который автор может допустить в любом виде искусства — это лишить мученика человеческой природы: он вдруг становится далёк, почти исчезает. И читатель или зритель остаются наедине с его неимоверными страданиями. Это как будто должно служить примером веры. Но вместо того вызывает лишь желание бежать.
В Вашем стихотворении святая мученица остаётся человеком. И переданная Вами глубина и чистота её человеческой природы, несмотря на истязания, утверждает ценность созданной Богом жизни, а не мучительной смерти. Очень.

Екатерина, спасибо!
Конечно, образ мученика в искусстве должен быть вочеловечен, пример тому образ Господа.
Если художник изображает отвлечённо от жизни человеческой, исключая тем самым и себя из содеянного им, то такое произведение нежизнеспособно или вовсе не рождается. И беда многих в чрезмерности описываемых страданий. Достаточно нескольких ярких деталей на потоке искреннего чувства  автора - и, конечно,  вкус... Куда без него?

Тема: Re: Святая Варвара Владимир Мялин

Автор Кохан Мария

Дата: 06-10-2023 | 19:09:35

Владимир, кажется, многие люди старшего поколения, воспитанные в СССР, а после его развала вдруг резко перешедшие в православную религию, не знают совсем, что есть жертва, самопожертвование,  жертвоприношение в языческом мировосприятии. Поэтому и возникают эти банальные образы язычества со "смешными кумирами" и, якобы, духовной слепотой..
Но все не так, как кажется..
Предлагаю Вашему вниманию беседу Евгения Нечкасова, молодого, но вполне уже состоявшегося российского писателя, идеолога современного языческого движения о
жертве, жертвенности в языческих религиях.
https://www.youtube.com/watch?v=hzp2Qml-XRk&ab_channel=AskrSvarte
Вдруг Вам покажется интересным.) Упрощение - это отнюдь не есть прямой путь к божественному.. 

Мария, спасибо!
Каюсь, родился в СССР). Много предрассудков взял с собой , но есть и мне оправдание. И оно в том, что каждый пишущий должен оставаться на своём месте. В мире нет случайностей: "где родился, там  пригодился") Каждая эпоха достойна поэта, каждый поэт, наверное  - дитя своего лучшего  времени (со всеми вытекающими последствиями).
   Я не против язычества, не подумайте: в то время это был ключ к возможности познания Божественного, способ жить. Вся античность возросла на язычестве, дала нам Гомера, Вергилия, Плутарха и Геродота... Всему своё время, наверное. 
В стихотворении я говорю о конфликте, назревшей необходимости смены человеческого отношения к божественному,  сожалею о человеке, о замученной злодейски женщине, казнённой собственным отцом.
Спасибо за сноску, интересно будет ознакомиться. 

Я тоже родилась в СССР и даже в пионэрском лагере побывала). Но, тем не менее, я не сторонник теории эволюционного, прогрессивного развития общества.
В том числе и в религиозном контексте..

Приятно, что вызвала Ваш интерес, имеет смысл ознакомиться с мировоззрением современной молодой интеллектуальной среды. Нечкасов издал немало книг, как в Москве, не знаю, но в Питере их можно приобрести в магазине "Дом университетской книги", например (ну если уж Вы совсем заинтересуетесь)).


Большое спасибо! Всё в этом мире заслуживает внимания). Всё по большому счёту интересно с той или иной точки зрения. Почувствовать, понять - и сообразоваться со своей совестью.

О да, Владимир, это так.. Моя совесть не приемлет ни предательства, ни садизма и детоубийства. И история Святой Варвары для меня чрезвычайно грустна, как и трагедия Павлика Морозова, зверски убиенного собственным папой.. И над книжкой "Овод" я в детстве всплакнула..
А уж на картину Александра Бучкури "Вывод" и смотреть без возмущения не могу. 
Но история не является базой для мировоззрения язычника. Лишь символы, мифологические сюжеты и архетипы. Поэтому и совесть моя спокойна)
И Вам спасибо, с Вами всегда интересно поговорить).

Благодарю Вас, Мария, за понимание и содержательную беседу!

Владимир, у меня есть одна история, связанная с этой святой. Несколько лет назад мой брат в одиночестве был на пасеке, летом. И вдруг увидел, что по полю к нему идёт женщина, как будто не касаясь земли.Близко она к нему не подошла, но он успел разглядеть её. Мы, конечно, не поверили его рассказу. Он несколько раз брал для свидетельства своего друга, но женщина больше не появлялась. Через некоторое время он поехал в город и зашёл в храм помолиться и поставить свечку. И сразу же узнал на одной иконе знакомое лицо - это была святая Варвара. С тех пор она стала его заступницей, он молился ей  во всех трудных случаях. Вот так Ваше стихотворение сподвигло меня на такой рассказ. Брат, к сожалению, два года назад умер, его икона святой Варвары теперь находится у меня.
Нина Гаврилина.

Нина, спасибо за рассказ!
Я тоже верю в такие вещи. Обмолвился этим словом - и понял, что не случайно: рассказ Вашего брата вещий. Выходит, не зря являлась к нему св. Варвара.  

Тема: Re: Святая Варвара Владимир Мялин

Автор Ольга Галицкая

Дата: 23-02-2024 | 13:37:48

Дивной красоты стихотворение! Помимо смысла и содержания есть в нём нечто удивительное, вот эта печально- дивная  красота её бледности и золотых кудрей, той "страшной высоты", от которой занимается сердце,  и "звезды неопалимой", которая поддерживает в ней дух... Золото и бледность, ночное бледное небо, кровь на холсте, на белом и золотом...

Вы больше моего увидели в этих незамысловатых строчках... Спасибо, Ольга Вениаминовна!