Иона Бонхёффер

Недавно состоялась мировая премьера фильма «Операция «Валькирия» («Valkyrie») , повествующего о последнем этапе заговора против Гитлера, у истоков которого стоял пастор-лютеранин, богослов и поэт Дитрих Бонхёффер (1906 – 1945).

Фильм вышел на экраны совсем недавно, 25 декабря 2008 года, в «протестантское» Рождество, что тоже очень символично.

В этом фильме мы видим людей, которых знал Бонхёффер, с которыми он вместе молился, которым помогал готовить покушение на Гитлера - вплоть до дня своего ареста в июне 1943 года.

Многие участники заговора, показанные в фильме, были казнены с Дитрихом в один и тот же день – 9 апреля 1945 года.

В отличие от многих «ремесленных подделок» Голливуда, преподносящих христианство в отрицательных, тёмных тонах, в этом фильме присутствуют сцены молитв, показаны церковь, Распятие, у главного героя – в исполнении Тома Круза – крупным планом, во весь экран, показан нательный крестик, который он всегда носил на себе. Согласитесь, такие кадры в современном кинематографе – большая редкость.

Несмотря на ряд недостатков, у фильма масса достоинств. И главное его достоинство – он может быть отнесён к разряду высокодуховных произведений.
Вот даты, которые напомнят нам о жизни и смерти Дитриха Бонхёффера:

29 января 2009 - премьера фильма «Операция «Валькирия» в России.

4 февраля - день рождения Дитриха Бонхёффера. Напомним, что он родился в 1906 г.

26 февраля 2009 – выход фильма на DVD.

8 апреля 1945 он смог провести последнее в своей жизни богослужение – в концлагере!

9 апреля 1945 г. – за месяц до окончания войны - нацисты приговорили его к смерти через повешение и привели приговор в исполнение.

Подробнее о жизни и смерти этого человека можно узнать здесь:

http://news.invictory.org/issue21349.html

Сегодня я хотел бы сказать пару слов об одном из его последних стихотворений – «Покаяние Ионы».

Покаяние Ионы

Здесь царство волн – от края и до края!
Морской котёл кипит из глубины...
Ветрами смяты и ослеплены,
Пред ликом смерти силы надрывая,

Они пытались говорить с богами...
«О боги вечные! Кому ваш приговор?
Кто душегуб, клятвопреступник, вор?
Кто согрешил – и кто отвергнут вами?

Заплатит тот, кто нас привёл сюда...
И мы исполним приговор закона!»
«Меня убейте, – отвечал Иона, -
Я предал Бога. Я прошу суда.

Невинные погибнуть не должны!
Послужит Правде кто? Друзья, не вы ли?!»

Он брошен в море, и они застыли
Среди благословенной тишины...

Это стихотворение было написано Дитрихом Бонхёффером в тюремной камере № 92, где он провёл 18 месяцев. Он знал, что жизнь его подходит к земному концу. Его стихотворение об очень важном событии в жизни пророка Ионы: Господь призвал пророка пойти к жителям города Ниневии и проповедовать им. Но город этот настолько погряз в ужасных грехах, что Иона не хотел исполнить поручение Бога, он жаждал,чтобы жители Ниневии были наказаны. Он хотел, чтобы этот грешный город был разрушен. Поэтому, когда он взошёл на корабль, то поплыл не на восток к Ниневии, а на запад, к берегам современной Испании. Он сознательно противился воле Бога.

Корабль попал в яростный шторм, и моряки пришли в отчаяние.

Библия так описывает нам это событие в Книге Пророка Ионы: «И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу, и стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от нее». (1:5) Они находят Иону спящим и, разбудив, просят его обратиться к своему Богу за помощью. Но, видимо, он этого не сделал. Тогда они бросили жребий, чтобы узнать, кто виновен в их беде, «и пал жребий на Иону» (Иона, 1-7). Так им стало открыто, кто был причиной страшного шторма.

«И сказали ему: что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас? Ибо море не переставало волноваться.
Тогда он сказал им: возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря. Но эти люди начали усиленно грести, чтобы пристать к земле, но не могли, потому что море все продолжало бушевать против них».

Видимо, опасались они бросить в море человека из избранного Богом народа...

«Тогда воззвали они к Господу и сказали: молим Тебя, Господи, да не погибнем за душу человека сего, и да не вменишь нам кровь невинную; ибо Ты, Господи, соделал, что угодно Тебе!
И взяли Иону и бросили его в море, и утихло море от ярости своей». (Иона 11-15)

Моисей и Иона были духовными ориентирами для Дитриха Бонхёффера.

В Моисее он видит раба Божия, на время отвергнутого из-за отсутсвия веры. Библия Бонхёффера помечена в нескольких местах: осбо выделены слова о Моисее в книгах: «Исход», «Числа», «Левит»... Но Моисей не приносит себя в жертву ради спасения своего народа.

Иное дело Иона, здесь для Бонхёффера главным является добровольное жертвоприношение Ионы для спасения людей, хоть и язычников. Он, отказавшись исполнить волю Бога о проповеди в Ниневии, готов умереть для спасения людей, которые не только не евреи, но даже поклоняются другим богам.

Мы видим Иону идущим по духовному пути: от наказания за грех неповиновения Богу – к осознанию своей вины и добровольной жертве, к готовности принять смерть. Именно такой путь прошли многие друзья Дитриха Бонхёффера, готовившие покушение на Гитлера для спасения Германии.

Каждый из них мог бы воскликнуть: «Я согрешил – и требую суда!»

Это звучит как исповедь...

В Ионе отображается высшее напряжение борьбы со смертью самого Бонхёффера, его вызов смерти...

Иона отдаёт жизнь за других, но есть и ещё один аспект. Мы видим кораблекрушение, волны, ветер, отчаяние и ужас людей, боль самого Ионы, отягощённого ещё и осознанием своей вины перед Богом...

Можно ли лучше описать чувства германских христиан во время той страшной войны? Смятение душ, духовный и социальный хаос, гибель иллюзий, страх, молитвы, надежды на будущее – и осознание своей виновности?

«Невинные погибнуть не должны... Меня убейте!» - говорит Иона, наконец ясно сформулировав то, что давно жило в нём, те мысли и сомнения, которые он долгое время пытался подавить в себе.

В поисках виновного, он нашёл виновным исключительно себя, и приговорил себя к смерти – ради спасения невинных.

В этом образе нам открывается вся глубина понимания Бонхёффером Исповеди, Преображения, и Искупления.

Вскоре Бонхёффер был переведён из тюрьмы в подвалы Гестапо.

Он, предвидя грядущие перемены в своей жизни, и высылая «Иону» Марии Бонхёффер с просьбой скопировать стих и передать друзьям, написал для неё сопроводительное письмо – простое и глубокое одновременно:

«Дорогая Мария, благодарю за верность и смелость! Ведь это – главное требование к нам. Я горжусь тобой – да и всеми своими друзьями. Читал сегодня Книгу Пророка Ионы (1, 5-12) Господь так всё хитроумно устроил, что они были не в состоянии спасти сами себя! Просто отлично! Люблю моих родителей, моих братьев и сестёр. Я всегда с вами в моих мыслях.
Нежно тебя целую!»

Таинственным образом соединяются судьбы Дитриха Бонхёффера и персонажа, которого он создал, черпая вдохновение из библейской истории про пророка Иону...

Иона воспротивился воле Бога – Бонхёффер стал нацистом.
Иона попытался скрыться на корабле от лица Господня - Бонхёффер занял престижную должность в Абвере.
Иона осознал губительность своей ошибки – осознал это и Бонхёффер.
Иона решил исправить содеянное – сделал это и Бонхёффер.
Иона схвачен – Бонхёффер арестован.
Иона казнён – и Бонхёффер.

После расправы над Ионой «море утихло от ярости своей» - после казни Бонхёффера закончилась война...

Иона, пробыв во чреве рыбы три дня и три ночи, вышел на берег и стал проповедовать – и Бонхёффер, после недолгого забвения, вернулся к нам с проповедью – в своих стихах и книгах...

Дмитрий Якубов.




Дмитрий Якубов, 2009

Сертификат Поэзия.ру: серия 1237 № 68127 от 20.02.2009

0 | 1 | 2584 | 23.04.2024. 09:22:52

Произведение оценили (+): []

Произведение оценили (-): []


Замечательный текст. Мы знаем все о фашистах, об их зверствах, о страшных собственных несчастьях, связанных с войной. Но не знаем почти ничего о судьбе немцев, оказавшихся в фашистском аду и не имевших к нему никакого отношения. Какая жестокая судьба. Бонхеффер, конечно, уникальная фигура, но и помимо него, я думаю, было в Германии немало людей, противостоявших злу.
Достаточно сказать, что после взятия Берлина из его развалин вылезло около тысячи уцелевших евреев. Каждого спасла какая-то немецкая семья.