Украина, Россия, Болгария, далее - везде

Украина, Россия, Болгария, далее - везде



3 декабря 2013 года в уютном каминном зале писательского клуба Харьковского отделения НСП Украины прошло торжественное награждение победителей и лауреатов первого конкурса "Международной Славянской поэтической премии", учреждённой в минувшем 2013-ом году Харьковскими отделениями Национального Союза Писателей Украины и Фонда Культуры Украины, Государственной Научной библиотекой им. В.Г. Короленко и Объединением Предприятий «Корпорация Гидроэлекс» для поддержки и поощрения литературного творчества молодых поэтов в возрасте до 30 лет.
Слава Богу, в этот декабрьский вечер, не щедрый на снега, как и все последние здешние зимы, с хмурых харьковских небес посыпался почти невесомый снежок. Так что живописным фоном для праздничных красных гвоздик литературного торжества всё же послужила не безнадёжная тьма за окном, а некое диалектическое сочетание быстро тающего белоснежья и уверенной в себе черноты городского гудрона. В качестве же звукового фона вполне уместно, и ничуть не навязчиво, потрескивали аккуратные чурки дубовых дров в камине видавшего многие виды писательского зала на Чернышевской улице.
Международное жюри Премии принимало для рассмотрения конкурсные поэтические подборки из семи стихотворений от авторов поэтических книг или объёмных публикаций в журналах, альманахах, сборниках. Особенность этой вновь учреждённой премии, отличие её от множество иных ныне существующих литературных наград состояло в том, что рассматривались подборки стихотворений от авторов, пишущих на любом из тринадцати государственных славянских языков: белорусском, болгарском, боснийском, македонском, польском, русском, сербском, словацком, словенском, украинском, хорватском, черногорском, чешском. Уже одно только это обстоятельство речевого многозвучия и полихромности произведений участников требовало от членов жюри конкурса и нестандартного набора лингвистических знаний, и особого языкового чутья, и уважительного, заинтересованного отношения к творчеству представителей разных языковых ветвей многовекового и раскидистого древа славянской культуры.
В жюри «Международной Славянской поэтической премии» вошли: Виктор Бойко (Украина) – поэт, лауреат литературных премий, Красимир Георгиев (Болгария) - поэт, прозаик, переводчик, лауреат литературных премий, Олег Комков (Российская Федерация) – поэт, переводчик, критик, доцент МГУ, Игорь Лосиевский (Украина) – поэт, критик, лауреат литературных премий, доктор филологии, Константин Савельев (Украина) – поэт, заслуженный работник промышленности Украины, Сергей Шелковый (Украина) - поэт, прозаик, переводчик, критик, лауреат литературных премий, председатель жюри, Владимир Ягличич (Сербия) – поэт, прозаик, переводчик, критик, лауреат литературных премий. Все члены жюри - специалисты в области нескольких славянских языков, авторы многих книг оригинальной поэзии и сборников поэтических переводов.
В конкурсе приняли участие около тридцати молодых поэтов из четырёх стран - Украины, России, Болгарии, Чехии. И творческий девиз конкурса, объявленный в Положении о «Международной Славянской поэтической премии», - гуманизм, духовность, гармония; интеллектуальный и эстетический поиск в поэзии; взаимодействие и взаимное обогащение культурных пространств разных стран, - по-своему, индивидуально и неповторимо, нашёл своё отражение в поэзии каждого из участников, в звучании каждого из языков.
Победителями Первого конкурса «Международной Славянской поэтической премии» 2013-го года были признаны молодые талантливые поэты из трёх стран - Любовь Якимчук из Украины, Максим Бессонов из Российской Федерации и Лора Динкова из Болгарии. Им торжественно были вручены дипломы лауреатов и денежные премии в снежный декабрьский вечер в клубе Харьковского отделения Союза писателей Украины, в присутствии заполнивших зал представителей творческой интеллигенции города. При этом денежный размер «Международной Славянской поэтической премии» составил: за первое место – эквивалент суммы $500 по курсу Госбанка Украины, за второе место – эквивалент $300, за третье место – эквивалент $200.
Конечно, при определении лауреатов Конкурса у семи членов жюри возникали разные мнения и оценки, что было естественно и неизбежно. Но в обретении взвешенного общего мнения, в достижении консенсуса заключалась априори и творческая задача, и немалая работа международного профессионального жюри. Работа эта продолжалась по сути в течение многих месяцев, начиная с мая, когда стартовал приём рукописей, и вот в этот декабрьский вечер завершилась наконец на вполне мажорной ноте.
Вот, к примеру, выдержка из заключения Олега Комкова, представлявшего в жюри Российскую Федерацию, поэта, переводчика, опытного педогога и исследователя в области филологии: "К сожалению, украинским и болгарским я не занимался и не работал с ними, поэтому звучание стихов, написанных на этих языках, от меня всё-таки ускользает. Однако поэтическое мастерство и проникновенность авторов видны и в письменном слове. В стихах Любови Якимчук многое показалось мне в чём-то родственным поэтике Веры Хорват, которую я сейчас перевожу с сербского. Тексты Лоры Динковой в очередной раз подтверждают глубинное родство поэзии и философской мысли - подлинной, не "научно-системной", затерминологизированной, а живой, простой и глубокой в этой своей простоте. Максим Бессонов пишет на родном для меня языке, поэтому здесь я слышу и музыку, и мысль достаточно полно. Не все строки его мне близки, но то, что поэт знает "особое состояние слов" (Седакова) - очевидно и слышно, равно как и искренность лирического высказывания".
В итоге решение о трёх призёрах Конкурса было принято единогласно. И в дополнение дипломантами «Международной Славянской поэтической премии» стали молодые интересные поэты - О.Воробьева, И.Кива, С.Куликов, В.Карпюк, М.Лаюк, А.Минакова, получившие свидетельства дипломантов Конкурса и свои порции аплодисментов от собравшейся в праздничном зале публики. Время для лаконичного выступления и чтения своих стихотворений, вместе с гвоздиками, особенно ярко алеющими в этот чёрно-белый декабрьский вечер, получили, как лауреаты, так и дипломанты Конкурса. Церемония награждения лауреатов и дипломантов записывалась представителями радио, телевидения, информационных областных сайтов, и записи о праздничном вечере, интервью с победителями конкурса, их фото оперативно появились в эфире.
Наверное, есть определённая закономерность в том, что этот новый, и обладающий существенными признаками новизны, творческий конкурс стал проводиться именно в Харькове. Многое говорит о том, что это город - и помнящий, и способный умножать свои богатые научные, культурные, литературные традиции, город, открытый для активного международного сотрудничества. Не просто полуторамиллионный мегаполис, пятый по населению город Восточной Европы, - после Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и Варшавы, - но и средоточие большого человеческого, интеллектуального и творческого потенциала. По числу ВУЗов, в частности, Харьков долгие годы оставался третьим городом в Союзе, сразу же вслед за Златоглавой и Питером. Харьков - город нобелевских лауреатов биолога И.Мечникова, физика Л.Ландау, экономиста С.Кузнеца и множества других выдающихся деятелей науки и культуры, его исследовательским институтам и университетам принадлежит немалое число мировых научных приоритетов.
Так, в частности, если говорить о гуманитарной сфере деятельности, то широко известными строителями духовности славянского мира, работавшими в Харьков на протяжении последних трёх веков, были поэт и философ Григорий Сковорода и выдающиеся филологи Александр Потебня и Юрий Шевелёв. Их исследовательские и мировоззренческие идеи, органически вошедшие в общеславянскую культуру, являют собою и сегодня некий святящийся, питающий последующие поколения, путеводный пунктир, протянувшийся через три столетия и через множество пространственных границ.
Конечно же, Харьков, был и остаётся одним из важнейших духовных центров, связанным с формированием и развитием украинской и русской литературы и в Украине, и в более широком контексте. Достаточно назвать ряд славных имён украинских писателей и поэтов, создававших свои произведения в Харькове: П.Гулак-Артемовский, Г.Квитка-Основьяненко, М.Кропивницкий, П.Тычина, М.Рыльский, В.Сосюра, М.Семенко, Е.Плужник, О.Вишня, М.Кулиш, В.Свидзинский, Г.Эпик, В.Полищук, О.Досвитний, В.Пидмогильный, М.Йогансен, Л.Курбас, А.Довженко, В.Эллан-Блакитный, М.Хвылевой, Г.Тютюнник, О.Гончар, В.Мысык, В.Боровой, И.Муратов, Р.Третьяков.
Накрепко связаны с Харьковом своими творческими биографиями и известные русские поэты и прозаики: Г.Данилевский, Н.Костомаров, Н.Гнедич, И.Бунин, М.Арцыбашев, А.Аверченко, Б.Савинков, Г.Шенгели, В.Хлебников, О.Мандельштам, Б.Пастернак, В.Нарбут, С.Есенин, В.Маяковский, Н.Асеев, А.Ахматова, М.Цветаева, Д.Бурлюк, И.Северянин, В.Катаев, Ю.Олеша, Г.Петников, К.Тренёв, Н.Островский, А.Макаренко, Е.Ланн, Г.Владимов, М.Кульчицкий, А.Введенский, Д.Кленовский, Б.Слуцкий, Н.Воронель, В.Дудинцев, Э.Лимонов, Л.Копелев, В.Мотрич, Ю.Влодов, Ю.Даниэль, Б.Чичибабин, В.Козовой, В.Бурич, Ю.Милославский, Е.Евтушенко, Л.Яковлев.
Работая летом и осенью минувшего 2013-го над двумя статьями о Георгии Шенгели, открывая всё новые для себя материалы о харьковской литературной жизни начала ХХ века, я ешё раз убедился в том, что книга под названием "Харьков и Серебряный век русской поэзии" непременно должна быть когда-то написана. Собственно, - пока ещё без букв, слов и предложений, - эта книга властно и выразительно существует в пространстве бытия и истории - полная живых красок и звуков, символических и незабываемых событий. Дело за малым - перо и бумага. Де ещё - любовь, понимание, небеспамятство и благодарность будущего автора.
В своих строчках, возникших параллельно с написанием очерков о Шенгели, в опусе "Стихи в Харькове", я называю, к примеру, троих частых гостей, и более, чем гостей, - обитателей, харьковских пространств начала прошлого века:

Отчалил вдаль тридцатый день осенний,
тот день, где, синеглаз и сизокрыл,
читал стихи и бражничал Есенин,
где Хлебников пророчества бубнил.

Почил сентябрь, но скоро Маяковский
в пиджачной паре по Сумской пройдёт,
октябрьский громогласный гость московский,
огромный пленник собственных острот...

И вспоминая далее в этих же стихах о Мандельштаме и Мариенгофе, о Шенгели и Чичибабине, я по сути называю лишь ключевые камертонные имена, сохраняя при этом в своём внутреннем поле зрения всю эту славную плеяду из названных выше десятков имён, доподлинно ощущая всё это, "намоленное" раздумьями и поисками, образами и рифмами, ритмами и прасодиями, духовное пространство города, который, скажем прямо, вполне заслуживет сегодня намного больше того, чем реально располагает. Заслуживает так же, как и все родные земли Украины и России, так же, как и шестая часть земной суши, тоже навсегда не чужая душе, рождённой в её пределах в не столь давние годы.
В случае же с Харьковом, думаю, особенно правомерно говорить о не крикливом, но спокойно-величавом гении места. Говорить, конечно, без фанатизма, начинающегося на конкретную заглавную букву, но так же, как и в случае с другим большим творческим городом, строящим себя и своё внутреннее ядро, в смене поколений, на перекрёстках языков и культур, традиций и новаций. Существует ощущение того, что некая критическая масса честно и истово наработанного здесь духовного достояния уже просто-напросто не позволит явному и постыдному оскудению, ретиво прущему сегодня наружу, возобладать на сколько-нибудь долгое время:

Все были здесь и все слышны доныне.
Озоном слов их - лечится душа.
Ползвука от святыни до гордыни.
И, взвешен во всемирной паутине,
так и живёшь - и каясь, и греша...

Но не только нитями современной мировой паутины интернета и не только трассами прямых, - наконец-то! - авиарейсов связан Харьков с собеседниками, коллегами и единомышленниками из других славянских земель, государств, городов. Не теряются во времени и не теряют своего значения линии многовековых культурных и человеческих связей, прочерченные на исторической карте города. Так очень заметный вклад в развитие культуры и общественной жизни Харькова внесли на протяжении более чем трёх столетий представители ещё одного славянского народа - польского. Одна из улиц в центре города названа именем полковника Г.Донец-Захаржевского, который более 20 лет противостоял турецким войскам на рубеже Северского Донца ещё в 17 веке. Навсегда вошли в контекст истории города имена попечителя и одного из основателей Харьковского университета С.Потоц­кого, живописца Г.Семирадского, поэта Л.Стаффа и драматурга Ю.Коженёвского, композитора К.Горского, фо­тографа и "отца украинского кинематографа" А.Федецкого, врача В.Франковского, имя которого носит ещё одна из харьковских улиц. В Харьковском университете учился в конце 19 века и будущий первый руководитель возрождённой Польши Ю.Пилсудский. В 1825 году Харьков посетил Адам Мицкевич, в память о его встрече с П.Гулаком-Артемовским на старом здании Харьковского университета установлена мемориальная доска. Здесь же, на Университетской улице, другим мемориальным знаком отмечена и память Северина Потоцкого. С 1991 года в Харькове работает Общество польской культуры, выпускающее ежемесячную газету на польском языке "Полония Харькова".
Действует в Харькове и Общество болгарской культуры им. М.Дринова и организованный им Центр болгаристики и балканских исследований. Ежегодно с участием Центра ко Дню славянской письменности и культуры проводятся международные конференции молодых ученых - Кирилло-Мефодиевские чтения. При Центре создана также обширная библиотека болгарской и сербской научной литературы и фонотека балканской музыки.
В топонимику харьковских улиц вошли и имена чешских воинов Людвика Свободы и Отакара Яроша, проявивших героизм в боях под Харьковом в 1943 году. А поэтические строки Георгия Шенгели и Владимира Мотрича, созданные в Харькове, несут на себе особый отпечаток адриатического хорватского генома, к которому причастны родословные обоих этих поэтов. Наверное, можно ещё долго и не без успеха продолжать поиски этих, то частных, то символически многозначительных, примеров соприкосновения и взаимодействия родственных культур, традиций, характеров и в контексте отдельно взятого большого города, и в более широком видении.
И потому возникновение именно на харьковской почве нового конкурса «Международной Славянской поэтической премии» представляется мне и вполне логичным, и обнадёживающим событием. Честно говоря, не сомневаюсь, что это доброе дело будет крепнуть и наполняться всё новым содержанием. И название этого моего вступления к поэтическому сборнику участников Первого конкурса "Украина, Россия, Болгария, далее - везде" вполне способно в следующем подобном сборнике трансформироваться в название, к примеру, "Польша, Сербия, Чехия - поэзия жива!" Ибо и неодолимое внутреннее стремление человека к гармонии, и вступление в жизнь всё новых поколений талантливых и ищущих молодых людей - всё это неотъемлемые черты подлинного Господнего замысла. Так что - до новой встречи 24 мая уже нынешнего 2014-го года, в День Славянской письменности и культуры, когда начнётся приём рукописей нашего Второго конкурса. И до встречи в Каминном праздничном зале 3 декабря, в день рождения философа-странника и поэта Григория Сковороды, когда прозвучат стихи новых лауреатов «Международной Славянской поэтической премии».

2014




Сергей Шелковый, 2014

Сертификат Поэзия.ру: серия 1205 № 102995 от 05.01.2014

0 | 1 | 1964 | 29.03.2024. 16:20:21

Произведение оценили (+): []

Произведение оценили (-): []


Мы везде, только надо поверить в свои силы! :)

Я очень рад, что такое событие состоялось. Славянская культура всегда имела свой уникальный и неповторимый путь, вопреки политической конъюнктуре в наших странах.

С наступающим Рождеством, дорогой Сергей! Желаю Вам и Вашим близким крепкого здоровья и счастья!